Братеево (район москвы)

Происхождение названия

  • Согласно одной легенде, во времена Екатерины II чума погубила почти всех жителей этого села, в живых остались только два брата. Именно поэтому село якобы обрело своё название.
  • По другой версии, топоним «Братеево» известен с XVII века и произошёл от русского личного имени Братей, возможно он и был первым владельцем селения.
  • Согласно ещё одной, более надёжной версии, в XVI веке ближайшие окрестности села — Борисово и Беседы — принадлежали роду Годуновых. Само же Братеево было у брата Бориса Годунова — Семёна. Некоторые полагают, что именно на этом факте и основано название.
  • По всей видимости, название Братеево прижилось по совокупности приведённых здесь легендарных и документарных фактов.

Транспорт[править | править код]

Автомобильный транспортправить | править код

Район Братеево связан автодорогами с районами Марьино, Москворечье-Сабурово и Зябликово. Двигаясь по Бесединскому шоссе в сторону области, можно попасть на МКАД (в районе 19 км).


Основная автомагистраль района Братеево — улица Борисовские Пруды.

Метрополитенправить | править код

До 2 декабря 2011 года на территории района Братеево станций Московского метрополитена не было, ближайшей была станция «Марьино», которая расположена на другом берегу Москвы-реки и связана с районом автобусными маршрутами через Братеевский мост. Также до Братеева можно добраться автобусными маршрутами и на маршрутном такси и от станций метро «Каширская» и «Красногвардейская», с которыми в то время была хорошая транспортная связь.

В западной части района, в первом микрорайоне, 2 декабря года открылась станция «Борисово». В восточной части Братеева, возле пересечения Братеевской и Паромной улиц, 24 декабря года открылась станция метро «Алма-Атинская», вторая станция метро в районе.

В нежилой части района Братеево также находится одноимённое электродепо. Введено в эксплуатацию 15 января года, обслуживает составы Замоскворецкой линии.

Наземный общественный транспортправить | править код

Наземный общественный транспорт района представлен автобусами (в том числе и ).

По состоянию на начало января 2018 года:
Наименование маршрута Проходит через станции метрои ж/д станции
280 Метро «Каширская» — Метро «Люблино» платформа Москворечье,  Борисово,  Марьино
326 Метро «Алма-Атинская» — ТЦ «Москва»  Марьино,  Братиславская
415 Метро «Каширская» — Улица Перерва платформа Москворечье,  Борисово (только в направлении улицы Перерва),  Марьино
517 Метро «Орехово» — ТЦ «Москва»  Домодедовская,  Красногвардейская,  Марьино,  Братиславская
541 «Южные ворота» — 14-й мкр. Марьинского Парка  Марьино,  Братиславская
619 Метро «Алма-Атинская» — Метро «Люблино»  Марьино
623 Метро «Красногвардейская» — Метро «Текстильщики»  Шипиловская,  Марьино, платформа Люблино
676 Метро «Алма-Атинская» — Метро «Домодедовская»  Красногвардейская
738 Метро «Алма-Атинская» — Метро «Каширская» платформа Москворечье
740 Метро «Алма-Атинская» — Платформа Москворечье  Борисово
Метро «Алма-Атинская» — Метро «Нагатинская» платформа Москворечье, Каширская
764 Метро «Алма-Атинская» — Метро «Борисово»
765 Метро «Орехово» — Братеево  Шипиловская,  Алма-Атинская (только в направлении к метро «Орехово»)
899 «Южные ворота» — Метро «Алма-Атинская»
965 Рынок «Садовод» — Метро «Домодедовская»  Братиславская,  Марьино,  Красногвардейская
1063 «Университет Угреша» (г. Дзержинский) — Метро «Алма-Атинская»
Н5 Каширское шоссе, 148 — Метро «Китай-город»  Домодедовская,  Красногвардейская,  Шипиловская,  Марьино,  Братиславская,  Люблино,  Волжская,  Кузьминки,  Текстильщики,  Пролетарская,  Марксистская (только в направлении к Каширскому шоссе), Таганская, Китай-город

Маршрут № 1063 обслуживается дзержинским «Рейсом», остальные маршруты — ГУП «Мосгортранс», ранее маршруты № 765 и Н5 обслуживались 16-м автобусным парком, а остальные (кроме 1063) — 9-м автобусным парком.

Речной транспортправить | править код


Причал «Братеево»

Недалеко от пересечения улицы Борисовские Пруды и Ключевой улицы находится причал «Братеево» ().

До 1 октября 2004 года причал использовался теплоходами работавшими на различных прогулочных маршрутах, а также на рейсовом маршруте причал «Коломенское» — причал «Марьино» — причал «Братеево» — причал «Марьино» — причал «Коломенское». Благодаря этому рейсовому маршруту можно было быстро добраться до района Марьино и парка «Коломенское».

До 1 октября 2012 года причал использовался теплоходами работавшими на прогулочном маршруте причал «Коломенское» — причал «Марьино» — причал «Братеево» — причал «Марьино» — причал «Коломенское».

В настоящее время, в навигационный период, причал используется только арендованными теплоходами.

Наземный транспорт от метро

Марьино

Маршруты От метро До остановки
619  623  280  517  511  326  Н5  415  541  965  Ашан — Братиславская {Ашан-3}   Марьино Автобус Братеевская улица, 21(1 остановка)
Южные Ворота — Братиславская {Южные Ворота-2}  897   Марьино Маршрутка Братеевская улица, 21(1 остановка)

Борисово

Маршруты От метро До остановки
280  415  740   Борисово Автобус Братеевская улица, 23(1 остановка)

Алма-Атинская

Маршруты От метро До остановки
1063  765  899  Ашан — Братеево {Ашан-2}   Алма-Атинская Автобус Братеевская улица, 23(2 остановки)
740   Алма-Атинская Автобус Братеевская улица, 23(6 остановок)
Южные Ворота — Братеево {Южные Ворота-1}   Алма-Атинская Маршрутка Братеевская улица, 23(8 остановок)
764  619  326   Алма-Атинская Автобус Братеевская улица, 23(9 остановок)

Шипиловская

Маршруты От метро До остановки
623  511  Н5  765   Шипиловская Автобус Братеевская улица, 23(5 остановок)

Братиславская

Маршруты От метро До остановки
517  511  Н5  541  965  Ашан — Братиславская {Ашан-3}   Братиславская Автобус Братеевская улица, 21(6 остановок)
Южные Ворота — Братиславская {Южные Ворота-2}   Братиславская Маршрутка Братеевская улица, 21(6 остановок)
326   Братиславская Автобус Братеевская улица, 21(15 остановок)

Красногвардейская

Маршруты От метро До остановки
517  965   Красногвардейская Автобус Братеевская улица, 21(6 остановок)
623  511  Н5  676   Красногвардейская Автобус Братеевская улица, 23(8 остановок)

Домодедовская

Маршруты От метро До остановки
517   Домодедовская Автобус Братеевская улица, 21(10 остановок)
Н5  676   Домодедовская Автобус Братеевская улица, 23(12 остановок)

Каширская

Маршруты От метро До остановки
742   Каширская Автобус Братеевская улица, 21(13 остановок)
280  415   Каширская Автобус Братеевская улица, 21(15 остановок)

Люблино

Маршруты От метро До остановки
280   Люблино Автобус Братеевская улица, 21(13 остановок)
619   Люблино Автобус Братеевская улица, 21(14 остановок)
Н5   Люблино Автобус Братеевская улица, 21(15 остановок)

Царицыно

Маршруты От метро До остановки
Южные Ворота — Царицыно {Южные Ворота-6}   Царицыно Маршрутка Братеевская улица, 21(15 остановок)

Текстильщики

Маршруты От метро До остановки
623   Текстильщики Автобус Братеевская улица, 21(16 остановок)
Н5   Текстильщики Автобус Братеевская улица, 21(30 остановок)

Орехово

Маршруты От метро До остановки
517   Орехово Автобус Братеевская улица, 21(16 остановок)
765   Орехово Автобус Братеевская улица, 23(18 остановок)

Нагатинская

Маршруты От метро До остановки
742   Нагатинская Автобус Братеевская улица, 21(20 остановок)

Волжская

Маршруты От метро До остановки
Н5   Волжская Автобус Братеевская улица, 21(22 остановки)

Кузьминки

Маршруты От метро До остановки
Н5   Кузьминки Автобус Братеевская улица, 21(26 остановок)

Волгоградский Проспект

Маршруты От метро До остановки
Н5   Волгоградский Проспект Автобус Братеевская улица, 21(34 остановки)

Пролетарская

Маршруты От метро До остановки
Н5   Пролетарская Автобус Братеевская улица, 21(38 остановок)

Марксистская

Маршруты От метро До остановки
Н5   Марксистская Автобус Братеевская улица, 21(42 остановки)

Таганская

Маршруты От метро До остановки
Н5   Таганская Автобус Братеевская улица, 21(43 остановки)

Китай-Город

Наземный общественный транспорт[ | код]

По состоянию на 3 января 2018 года

Наземный транспорт представлен исключительно автобусами:

  • 326: Станция метро Алма-Атинская —  Марьино —  Братиславская — ТЦ «Москва»
  • 619: Станция метро Алма-Атинская —  Марьино —  Люблино
  • 676: Станция метро Алма-Атинская —  Красногвардейская
  • 738: Станция метро Алма-Атинская —  Каширская
  • 740: Станция метро Алма-Атинская —  Борисово — Платформа Москворечье
  • : Станция метро Алма-Атинская —  Каширская —  Нагатинская
  • 764: Станция метро Алма-Атинская —  Борисово
  • 765:  Орехово —  Шипиловская — станция метро Алма-Атинская (только в направлении к метро «Орехово») — Братеево
  • 899: «Южные ворота» — станция метро Алма-Атинская
  • 1063: «Университет Угреша» (г. Дзержинский) — станция метро Алма-Атинская

Наземный транспорт от ЖД станций

Москворечье

Маршруты От станции До остановки
280  415  740   МоскворечьеАвтобус Братеевская улица, 23(10 остановок)
Южные Ворота — Царицыно {Южные Ворота-6}   МоскворечьеМаршрутка Братеевская улица, 21(10 остановок)
742   МоскворечьеАвтобус Братеевская улица, 21(11 остановок)

Люблино

Маршруты От станции До остановки
623   ЛюблиноАвтобус Братеевская улица, 21(11 остановок)

Царицыно

Маршруты От станции До остановки
Южные Ворота — Царицыно {Южные Ворота-6}   ЦарицыноМаршрутка Братеевская улица, 21(15 остановок)

Текстильщики

Маршруты От станции До остановки
623   ТекстильщикиАвтобус Братеевская улица, 21(16 остановок)
Н5   ТекстильщикиАвтобус Братеевская улица, 21(30 остановок)

Нижние Котлы

Храмы[править | править код]

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братеевеправить | править код

В районе есть один действующий православный храм — Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Братееве, входящий в состав Даниловского благочиния Московской городской епархии Русской православной церкви. Адрес храма: Ключевая улица, д. 18а, настоятель — протоиерей Олег Воробьёв.

В 2011 году при храме открылась часовня иконы Божией Матери «Милостивая».

Храм преподобной Марии Египетской в Братеевеправить | править код


Русская Православная Церковь, Московская епархия (городская), Южное викариатство, Даниловское благочиние. Адрес храма: ул. Борисовские Пруды, вл.33.

Архитектура и оформление[ | код]

Станция | код

Проект станции был разработан коллективом архитекторов и конструкторов ОАО «Метрогипротранс» под руководством Николая Шумакова в 2011 году. Архитектура максимально лаконична. Станционный зал перекрыт пологим гладким, эллипсовидным по очертанию сводом. Путевая стена облицована серыми гранитными плитами. Граница свода и путевой стены акцентирована красной линией (окрашенная металлическая труба). На полах плитами светлого и тёмного гранита выложен шахматный геометрический рисунок. В целях безопасности края платформы обозначены полосами контрастного гранита и светодиодными полосами.

Основным элементом оформления станционного зала стали металлические конструкции в виде расположенных вдоль продольной оси станции девяти пар параболических дуг длиной около 11 метров с веерообразными расширениями на концах. По замыслу архитекторов, эти конструкции символизируют казахскую юрту.

Освещение осуществляется расположенными между дугами люминесцентными светильниками. Освещение от параболических дуг направлено в сторону поездов, прибывающих со станции «Красногвардейская». Особенностью станции является то, что интервальные часы на обоих путях расположены с одной стороны (ближней к станции «Красногвардейская»).

Вестибюли | код

Лифт на станции

Станция имеет два вестибюля. Северный вестибюль — наземный, соединён с платформой тремя эскалаторами. Южный вестибюль — подземный, соединён общей лестницей и двумя лифтами. Из северного вестибюля можно выйти к Братеевской и Паромной улицам, из южного — к Ключевой улице и парку у реки Городни.

Северный вестибюль — наземный, эллиптический, продольная ось эллипса перпендикулярна продольной оси станции. Соединён со станционным залом тремя эскалаторами. Вестибюль украшен имитацией витража, изображающего яблоню на фоне Алма-Аты и гор, окружающих город. Инсталляция выполнена из цветных декоративных плёнок, наклеенных на стекло (так называемый плёночный витраж).

Южный вестибюль — подземный, соединён с уличным пространством системой переходов и двумя лифтами, один с платформы в кассовый зал, а второй с кассового зала на улицу. В его оформлении, также, как и в оформлении платформенного зала, использованы гранит и мрамор. Лестничные сходы оборудованы пандусами для колясок и накрыты павильонами.

Выходы из обоих вестибюлей направлены не в сторону района Братеево (в сторону Братеевской и Паромной улиц для северного вестибюля и в сторону Ключевой улицы для южного, соответственно), а в общее пространство над станцией (то есть, с обратным заходом).

История создания парка

Село Братеево вошло в состав расширяющей свои границы Москвы в 1960 году. Район начал активно застраиваться, но, к сожалению, благоустройство зеленых зон и речных берегов в течение полувека практически не производилось

На Братеевскую пойму обратили внимание в 2004 году. Тогда постановлением столичного правительства была одобрена пакетная схема развития природных территорий города Москвы

Но об уникальном природном комплексе забыли более чем на десять лет.

Благоустройство и озеленение природной зоны началось летом 2017-го. Через год обустроенный парк был официально открыт в присутствии мэра. По оценке экспертов, стоимость комплексных работ составила около полутора млрд. руб.

Проект «Братеевской поймы» , Чистопрудов Дмитрий

Еще на стадии разработки и утверждения проекта обновления исторического района Братеевской поймы велись многочисленные дискуссии по поводу рациональности вырубки деревьев и замены их новыми насаждениями. Сторонники естественной природы утверждали, что при вмешательстве человека в местную экосистему могут исчезнуть десятки видов обитающих здесь представителей фауны и флоры. Такая позиция была понята и принята к рассмотрению, в результате чего почти половина территории осталась нетронутой. Обширную часть лесного массива, заболоченных угодий и лугов сохранили в первозданном виде. Будет ли в дальнейшем расширяться парк, пока никто сказать не осмеливается.

На территории парка «Братеевская пойма» обитает почти 30 видов растений, насекомых, птиц и животных, включенных в Красную книгу.


Мостик для рыбаков, Светлана Цыганова

Строительство[ | код]

Строительством «Алма-Атинской» занимались подразделения компании «Мосметрострой». Станцию и перегонный тоннель протяжённостью три километра удалось возвести за год с небольшим вместо 2,5 лет, положенных по строительным нормативам. На заключительном этапе на объекте было занято около 1300 человек. Проходку выполняли двумя механизированными тоннеле-проходческими комплексами: ТПМК «Ловат» от поймы реки Городни в сторону станции «Красногвардейская» и ТПМК «Херренкнехт» — в сторону «Алма-Атинской». В июне-июле велись путейские работы. Бетонирование перегонных тоннелей было завершено к августу 2011 года.

30 января 2012 года во время посещения мэром Москвы Сергеем Собяниным участка «Красногвардейская — Алма-Атинская» был дан старт третьему проходческому щиту. Это позволяло рассчитывать на завершение строительства к декабрю 2012 года.

С 12 марта года, в связи со строительством станции метро в районе Братеево, закрылось сквозное движение транспорта по Братеевской улице между Паромной и Ключевой улицами. Одновременно изменились маршруты движения автобусов № 619, 738, 740, 764, 765.

11 июля 2012 года проходка перегонного левого тоннеля от станции «Красногвардейская» до станции «Алма-Атинская» была завершена. 31 августа щит «Абигайль» завершил проходку правого тоннеля. 5 ноября был полностью завершён рамповый участок от демонтажной камеры за Проектируемым проездом № 5396 до монтажной камеры за ответвлением в депо и порталами. Участок был построен открытым способом с последующей засыпкой рампы и созданием искусственного пейзажа.

Монтаж передвижной опалубки

Работы по возведению станционного комплекса велись открытым способом одновременно со строительством тоннелей. В августе 2011 года началось сооружение «стены в грунте»; в октябре — выемка грунта из котлована. В ноябре 2011 года приступили к бетонированию лотка платформенной части. В декабре 2012 года СМУ-3 «Мосметростроя» приступило к наиболее сложной части работ — возведению 162-метрового сводчатого покрытия из монолитного железобетона над платформенным участком станции. Бетонирование велось участками (захватками) по 9 метров с помощью передвижной опалубки, разработанной и изготовленной российской опалубочной компанией «СТАЛФОРМ Инжиниринг». Опалубочная система состояла из основания, оснащенного механизмами для подъёма и передвижения, и опалубочной секции, повторяющей проектную геометрию свода. В процессе выполнения работ с помощью гидравлического подъемного механизма сначала устанавливалась в проектное положение центральная секция опалубки, затем торцевые секции. После выстаивания бетона конструкция в обратном порядке возвращалась в транспортное положение и перемещалась на следующий участок бетонирования.

Процесс бетонирования свода

Бетонные работы завершены

Запроектированный архитекторами гладкий, без кессонов эллипсоидный свод предъявлял высокие требования к качеству бетонируемой поверхности

Поэтому особое внимание было уделено формообразующей части опалубочной конструкции. Она была изготовлена из высококачественной ламинированной фанеры, стабильно закрепленной на каркасе из алюминиевых балок MEGAFORM Al

Последний, 18-й участок свода был забетонирован бригадой Александра Ларина из СМУ-3 «Метростроя» точно в соответствии с графиком — в июле 2012 года. В августе строители приступили к отделочным работам и обратной засыпке. В декабре 2012 были завершены все архитектурно-отделочные и инженерные работы, тестирование и пусконаладка всех систем.

По информации из источников, высказывалось мнение, что открытие станции позволит разгрузить транспортный узел «Красногвардейская» — «Зябликово» и улучшит транспортное обслуживание жителей районов Братеево, Зябликово и Орехово-Борисово Южное.

Одна из двух станций Московского метрополитена, построенная менее, чем за 2 года.

История

Когда-то на месте района были древние поселения — здесь обнаружены многочисленные языческие курганы. В средние века на Братеевском холме и вокруг него располагалось богатое зажиточное село.

Село располагалось на высоком холме, где людям давали пищу плодородные почвы, на которых были выращены фруктовые деревья. Здесь также были плодородные угодья, огороды, рядом с Борисовскими прудами из земли вырывались целебные источники. Жители занимались земледелием, ремёслами, рыболовством (это отражено на гербе современного района), в то время в реке Москве и Городне, между которыми расположен район, было обилие рыбы разных видов. В реках водилась щука, плотва, лещ, налим. Пойманную рыбу братеевцы возили в Москву на продажу. Через Москву-реку людей переправлял паром.

По переписным книгам дворцовых волостей 1646 года села Борисовского, в приселке Братееве было 27 дворов, а в них — 34 чел. мужского пола.

В писцовых книгах 1675 года описывается

В селе было 27 крестьянских дворов и 84 человека мужского пола.

Крестьяне села были зажиточными: в ревизских сказках 1811 года упоминаются два вольноотпущенных дворовых человека разных помещиков, приписанных к селу и в том же году отданных в рекруты.

В результате отмены крепостного права село Братеево вошло в состав административной Царицынской волости. К 1869 году население Братеева составляло 259 мужчин и 243 женщины. По данным 1876 года здесь было 80 хозяйств, лавка, питейный дом, трактир.

Церкви села

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве

В начале XVII века в Братееве была построена деревянная сельская церковь, затем вместо неё воздвигли другую, также деревянную, с колокольней на каменном фундаменте. Её перенесли из села Рождествено Московского уезда. В ней было два престола: главный, в честь Усекновения Честной Главы Святого Иоанна Предтечи и боковой — Святого мученика Власия. 27 мая 1890 года была завершена закладка нового каменного храма, а к середине октября храм был уже готов. Он был построен на высоком месте, за селом, «в византийском стиле», с тремя поставленными в ряд престолами и обширным куполом. 3 ноября 1892 года состоялось освящение храма.

Деревянная церковь была разрушена в 1920-е годы. Каменная церковь была закрыта в 1930 году и переделана под клуб. Окончательно её разрушили, по одним данным, в 1940-е годы, по другим, в 1980-е годы, при сносе села.

Садоводство и промыслы

Основным занятием было садоводство. Промыслы не были особо распространены среди братеевских крестьян, тем не менее в 1881 году 64 человека, в основном женщины, изготовляли гильзы для папирос, 55 человек занимались намоткой хлопчатобумажной нити, используемой в золотошвейном и позументном производстве.

Относительный упадок садоводства, пережитый районами к югу от Москвы в конце XIX века, связанный с конкуренцией из-за подвозимых по железной дороге с юга ягод, а также с частыми заморозками, мало коснулся Братеева. Ведь кроме садоводства здесь было развито огородничество: обширные заводи были засажены овощными культурами, основными были капуста, огурцы, свёкла, редька. В садах главной культурой была малина. Но основные площади занимал всё же картофель.

В 1911 году в селе Братеево из 138 приписанных к общине хозяйств в наличии было 120. В селе было 323 мужчины и 306 женщин, из них грамотными были 158 мужчин и 76 женщин. В селе также располагался трактир 3-го разряда, 2 овощные лавки, начальная церковно-приходская школа.

В советское время

В 1930-е годы в Братееве был организован колхоз «Путь Ильича». В 1950 году все колхозы объединились в единый колхоз имени Ленина, причём Братеево претендовало на то, чтобы колхозный центр был устроен в нём, однако центром стало Борисово.

В составе Москвы

В 1960 году село Братеево вошло в административный состав города, и постепенно цветущие вишнёвые сады и картофельные поля превратились в заброшенную городскую свалку.

В 1982 году, с началом массовой застройки этого района, село было полностью снесено под новый жилой район Братеево.

Улицы села получили новые названия в целях одноимённости: улица Слободка стала считаться продолжением Ключевой улицы, Южная улица была переименована в Малую Братеевскую, Центральная — в Большую Братеевскую, Набережная — в Паромную.

Память о селе Братеево сохранилась в наименованиях московского района Братеево, Братеевской улицы, Братеевского моста и Братеевского проезда.


С этим читают