Жуковка (одинцовский район)

Архитектурный облик города

До 1960-х годов застройка Жуковки (тогда ещё посёлка) состояла из одноэтажных бревенчатых домов. Это были типовые строения с тремя жилыми комнатами, холодным коридором, прихожей (приделом) и кухней. В таком доме было до двух дровяных печей.

В 1960-х — 1970-х годах появились кирпичные жилые дома.

В 1980-е годы возводились пятиэтажные жилые дома. Параллельно появлялись улицы, застроенные домами для работников велозавода, ДРСУ, СУ-868, больницы и т. д. Как правило, это одноэтажные дома на 2—3 квартиры.

Сейчас деревянная застройка уже не преобладает, большинство частных домов обложено кирпичом, часть отделана сайдингом, некоторые снесены.

Большой вклад в облик Жуковки вносят частные магазины.

Примечательные здания

  • Водонапорная башня — круглая башня из красного кирпича, нижняя часть окрашена. Находится в районе железнодорожного вокзала. Была построена для закачки воды на станцию (для заправки паровозов). Сегодня является составляющей системы водоснабжения города.
  • Жуковская детская школа искусств — старейшее кирпичное здание города. Школа искусств располагается здесь с 1969 года.
  • Дома по улице Карла Маркса — жилые здания с эркерами, одни из первых каменных домов в Жуковке.
  • «Дом с оленем» — белое пятиэтажное здание с изображением лося, выложенным кирпичом на торцевой стене. Несмотря на то, что изображён лось, прижилось название «Дом с оленем». Рядом находится школа № 2, в связи с чем на другой стене выложено обращение Ленина школьникам: «Учиться, учиться и учиться».
  • Церковь Александра Невского выстроена в 1991—1995 годах.

Предложения на вторичном рынке


22 сотки 1 237 500 $ ID объекта: Z-13257. На продажу предлагается участок в поселке Царское село в Жуковке.Поселок находится на пересечении Рублево-Усп…

39 соток 2 200 000 $ ID объекта: Z-12125. Предлагается лесной участок в стародачном месте. Участок с небольшим уклоном недалеко от Москва-реки, при въе…

540 м2, 16 соток 3 300 000 $ ID объекта: Z-10796. Предлагается дом на участке с ландшафтным дизайном в коттеджном поселке. Загородный дом в одном из самых прес…

Аренда


460 м2, 17 соток 10 000 $ ID объекта: Z-14072. Предлагается современный особняк, готовый к комфортному проживанию, в охраняемом поселке в Жуковке.Внутреннее…

350.0 м2, 10.0 соток 179 900 р<::before>

ЛОТ 1478. Жуковка. Рублево-Успенское ш., 8 км. Предлагаем снять в аренду коттедж 350 м2 с участком 10 сот. 179 900 руб. Цоколь: са…

История

В 1867 году началось строительство железной дороги Орёл — Витебск. Организатором строительства был Пётр Губонин. Для обслуживания дороги, заправки паровозов водой и дровами Губонин поселил здесь несколько семей. Так началась история Жуковки.

В 1871 году Жуковка из полустанка превращается в станцию. В 1879—1880 годах был построен вокзал с буфетом. Недалеко находились земли помещика Жукова (он занимался продажей леса, строил лесопильни). Лесопильные заводы Вельковского и братьев Франциссов были первыми промышленными предприятиями Жуковки.

В 1878—1881 годах началось строительство дороги Жуковка — Людинка (Клетня). Были нужны рельсы и детали к ним. Для этого в Жуковке организуется чугунолитейный завод В 1894 году Орловско-Витебская железная дорога стала государственной.

1 октября 1896 года открылась земская начальная школа. В 1896 году открывается храм Александра Невского. Сейчас на этом месте находится Комсомольский сквер. Существует версия, что здесь похоронен П. И. Губонин.

В начале XX века в Жуковке строится железнодорожная школа. В 1907—1910 годах открывается трёхклассное училище, появилась в посёлке почтово-телеграфная контора, ветеринарный участок.

В 1914 году начал свою деятельность противотуберкулёзный санаторий (в годы первой мировой войны действовал как военный госпиталь).

1 октября 1929 года Жуковка стала районным центром.

В 1927—1928 годах, за год до образования Жуковского района, в Жуковской волости уже работало более сотни предприятий мелкой и кустарной промышленности. Население было занято на производстве кирпича, обработке металла, кузнечном производстве, в машиностроении, в мукомольной и крупяной отрасли, в хлебопечении. По БСЭ, в 1930 году в Жуковке проживало 4010 человек.

31 октября 1931 года ВЦИК отнёс Жуковку к категории рабочих посёлков.

Расстояние Новая Деревня Жуковка на машине

Новая Деревня
Новая Деревня — Пикалёво (1 км; 0:01)
Пикалёво 2 км 0:01
Пикалёво — Сельхозтехника (24 км; 0:19)
Сельхозтехника 26 км 0:20
Сельхозтехника — Бор (1 км; 0:01)
Бор 27 км 0:21
Бор — Дрегли (34 км; 0:34) Ленинградская область — Новгородская область
Дрегли 62 км 0:56
Дрегли — Неболчи (20 км; 0:19)
Неболчи 82 км 1:16
Неболчи — Любытино (37 км; 0:36)
Любытино 119 км 1:53
Любытино — Боровенка (60 км; 0:53)
Боровенка 178 км 2:47
Боровенка — Окуловка (19 км; 0:18)
Окуловка 197 км 3:06
Окуловка — Старое Парахино (1 км; 0:01)
Старое Парахино 198 км 3:07
Старое Парахино — Парахино (2 км; 0:02)
Парахино 200 км 3:09
Парахино — Окуловка (1 км; 0:01)
Окуловка 201 км 3:10
Окуловка — Козицкий (1 км; 0:01)
Козицкий 203 км 3:12
Козицкий — Центр (2 км; 0:02)
Центр 205 км 3:14
Центр — Окуловка (1 км; 0:01)
Окуловка 206 км 3:15
Окуловка — Сосницы (8 км; 0:08)
Сосницы 214 км 3:24
Сосницы — Куракино (2 км; 0:01)
Куракино 215 км 3:25
Куракино — Иногоща (5 км; 0:04)
Иногоща 220 км 3:29
Иногоща — Шуя (5 км; 0:04)
Шуя 225 км 3:34
Шуя — Угловка (5 км; 0:05)
Угловка 229 км 3:39
Угловка — Берёзовка (1 км; 0:01)
Берёзовка 231 км 3:41
Берёзовка — Стегново (2 км; 0:02)
Стегново 233 км 3:43
Стегново — Бологое (47 км; 1:02) Новгородская область — Тверская область
Бологое 280 км 4:46
Бологое — Будово (98 км; 1:19)
Будово 378 км 6:06
Будово — Дмитровское (45 км; 0:44)
Дмитровское 422 км 6:50
Дмитровское — Романово (7 км; 0:09)
Романово 429 км 7:00
Романово — Мермерины (10 км; 0:06)
Мермерины 439 км 7:06
Мермерины — Заволжский (9 км; 0:04)
Заволжский 447 км 7:11
Заволжский — Тверь (3 км; 0:01)
Тверь 450 км 7:13
Тверь — Николо-Малица (1 км; 0:00)
Николо-Малица 451 км 7:13
Николо-Малица — Даниловское (9 км; 0:07)
Даниловское 460 км 7:21
Даниловское — Некрасово (9 км; 0:06)
Некрасово 469 км 7:27
Некрасово — Красная Гора (4 км; 0:02)
Красная Гора 473 км 7:29
Красная Гора — Колталово (7 км; 0:04)
Колталово 480 км 7:34
Колталово — Юрьевское (32 км; 0:21)
Юрьевское 512 км 7:55
Юрьевское — Ново-Ямская (9 км; 0:05)
Ново-Ямская 520 км 8:00
Ново-Ямская — Луговая (1 км; 0:00)
Луговая 521 км 8:01
Луговая — Старица (1 км; 0:00)
Старица 522 км 8:02
Старица — Кореничено (8 км; 0:05)
Кореничено 530 км 8:07
Кореничено — Зубцов (40 км; 0:35)
Зубцов 570 км 8:42
Зубцов — Малое Коробино (11 км; 0:09)
Малое Коробино 580 км 8:51
Малое Коробино — Хлепень (20 км; 0:13) Тверская область — Смоленская область
Хлепень 600 км 9:05
Хлепень — Никольское (13 км; 0:08)
Никольское 613 км 9:14
Никольское — Торбеево (45 км; 0:30)
Торбеево 658 км 9:45
Торбеево — Новое Село (23 км; 0:15)
Новое Село 681 км 10:00
Новое Село — Бородино (5 км; 0:03)
Бородино 686 км 10:03
Бородино — Андрейково (3 км; 0:03)
Андрейково 690 км 10:07
Андрейково — Относово (7 км; 0:05)
Относово 697 км 10:12
Относово — Чёрное (9 км; 0:07)
Чёрное 707 км 10:20
Чёрное — Зимницы (21 км; 0:14)
Зимницы 728 км 10:34
Зимницы — Прудки (13 км; 0:08)
Прудки 740 км 10:43
Прудки — Дурово (9 км; 0:07)
Дурово 749 км 10:50
Дурово — Сафоново (8 км; 0:06)
Сафоново 757 км 10:56
Сафоново — Бараново (2 км; 0:00)
Бараново 758 км 10:57
Бараново — Садовая (22 км; 0:14)
Садовая 780 км 11:12
Садовая — Дорогобуж (2 км; 0:01)
Дорогобуж 782 км 11:13
Дорогобуж — Фенино (22 км; 0:16)
Фенино 804 км 11:29
Фенино — Ельня (16 км; 0:10)
Ельня 820 км 11:40
Ельня — Лапино (22 км; 0:16)
Лапино 843 км 11:57
Лапино — Новоспасское (6 км; 0:04)
Новоспасское 849 км 12:01
Новоспасское — Богданово (15 км; 0:09)
Богданово 864 км 12:11
Богданово — Костыри (11 км; 0:07)
Костыри 875 км 12:19
Костыри — Льнозавода (24 км; 0:16)
Льнозавода 900 км 12:35
Льнозавода — Рославль (2 км; 0:01)
Рославль 902 км 12:37
Рославль — Липовка (16 км; 0:11)
Липовка 919 км 12:48
Липовка — Сеща (26 км; 0:16) Смоленская область — Брянская область
Сеща 944 км 13:04
Сеща — Алешня (15 км; 0:10)
Алешня 959 км 13:14
Алешня — Пеклино (10 км; 0:05)
Пеклино 969 км 13:20
Пеклино — Никольская Слобода (7 км; 0:05)
Никольская Слобода 976 км 13:25
Никольская Слобода — Летошники (6 км; 0:02)
Летошники 982 км 13:28
Летошники — Гостиловка (6 км; 0:04)
Гостиловка 988 км 13:33
Гостиловка — Жуковка (4 км; 0:03)
Жуковка 995 км 13:41

Меры предосторожности[править]

В Жуковке путешественника подстерегает целый ряд опасностей: много бездомных собак, ночью очень темно (даже на центральных улицах), неровные дороги и ещё более неровные тротуары, многочисленные лужи, а также обилие велосипедистов, которые абсолютно не соблюдают правила. Они могут ехать как по проезжей части, так и по тротуарам. Поэтому необходимо быть особенно внимательным: как водителю, так и пешеходу. Короче говоря, обычный российский город, а тут ещё и велосипедисты… Несмотря на окружение Жуковки лесами, въехав в нее, можно не поверить, что она не затеряна в пустыне — наличие песка на дорогах огромно в связи с особенностью местного градостроительства — участки между проезжей частью и тротуаром (если таковой имеется) не принято асфальтировать. Более того, заасфальтированными являются всего несколько центральных улиц. Поэтому следует быть готовым к пылевым бурям, когда сухо и к грязи, когда дожди.

Еда[править]



Архитектурный облик города

До 1960-х годов застройка Жуковки (тогда ещё посёлка) состояла из одноэтажных бревенчатых домов. Это были типовые строения с тремя жилыми комнатами, холодным коридором, прихожей (приделом) и кухней. В таком доме было до двух дровяных печей.

В 1960-х — 1970-х годах появились кирпичные жилые дома.

В 1980-е годы возводились пятиэтажные жилые дома. Параллельно появлялись улицы, застроенные домами для работников велозавода, ДРСУ, СУ-868, больницы и т. д. Как правило, это одноэтажные дома на 2—3 квартиры.

Сейчас деревянная застройка уже не преобладает, большинство частных домов обложено кирпичом, часть отделана сайдингом, некоторые снесены.

Большой вклад в облик Жуковки вносят частные магазины.

Примечательные здания

  • Водонапорная башня — круглая башня из красного кирпича, нижняя часть окрашена. Находится в районе железнодорожного вокзала. Была построена для закачки воды на станцию (для заправки паровозов). Сегодня является составляющей системы водоснабжения города.
  • Жуковская детская школа искусств — старейшее кирпичное здание города. Школа искусств располагается здесь с 1969 года.
  • Дома по улице Карла Маркса — жилые здания с эркерами, одни из первых каменных домов в Жуковке.
  • «Дом с оленем» — белое пятиэтажное здание с изображением лося, выложенным кирпичом на торцевой стене. Несмотря на то, что изображён лось, прижилось название «Дом с оленем». Рядом находится школа № 2, в связи с чем на другой стене выложено обращение Ленина школьникам: «Учиться, учиться и учиться».
  • Церковь Александра Невского выстроена в 1991—1995 годах.

Предложения на вторичном рынке

22 сотки 1 237 500 $ ID объекта: Z-13257. На продажу предлагается участок в поселке Царское село в Жуковке.Поселок находится на пересечении Рублево-Усп…

39 соток 2 200 000 $ ID объекта: Z-12125. Предлагается лесной участок в стародачном месте. Участок с небольшим уклоном недалеко от Москва-реки, при въе…

540 м2, 16 соток 3 300 000 $ ID объекта: Z-10796. Предлагается дом на участке с ландшафтным дизайном в коттеджном поселке. Загородный дом в одном из самых прес…

Аренда

460 м2, 17 соток 10 000 $ ID объекта: Z-14072. Предлагается современный особняк, готовый к комфортному проживанию, в охраняемом поселке в Жуковке.Внутреннее…

350.0 м2, 10.0 соток 179 900 р<::before>

ЛОТ 1478. Жуковка. Рублево-Успенское ш., 8 км. Предлагаем снять в аренду коттедж 350 м2 с участком 10 сот. 179 900 руб. Цоколь: са…

История

В 1867 году началось строительство железной дороги Орёл — Витебск. Организатором строительства был Пётр Губонин. Для обслуживания дороги, заправки паровозов водой и дровами Губонин поселил здесь несколько семей. Так началась история Жуковки.

В 1871 году Жуковка из полустанка превращается в станцию. В 1879—1880 годах был построен вокзал с буфетом. Недалеко находились земли помещика Жукова (он занимался продажей леса, строил лесопильни). Лесопильные заводы Вельковского и братьев Франциссов были первыми промышленными предприятиями Жуковки.

В 1878—1881 годах началось строительство дороги Жуковка — Людинка (Клетня). Были нужны рельсы и детали к ним. Для этого в Жуковке организуется чугунолитейный завод В 1894 году Орловско-Витебская железная дорога стала государственной.

1 октября 1896 года открылась земская начальная школа. В 1896 году открывается храм Александра Невского. Сейчас на этом месте находится Комсомольский сквер. Существует версия, что здесь похоронен П. И. Губонин.

В начале XX века в Жуковке строится железнодорожная школа. В 1907—1910 годах открывается трёхклассное училище, появилась в посёлке почтово-телеграфная контора, ветеринарный участок.

В 1914 году начал свою деятельность противотуберкулёзный санаторий (в годы первой мировой войны действовал как военный госпиталь).

1 октября 1929 года Жуковка стала районным центром.

В 1927—1928 годах, за год до образования Жуковского района, в Жуковской волости уже работало более сотни предприятий мелкой и кустарной промышленности. Население было занято на производстве кирпича, обработке металла, кузнечном производстве, в машиностроении, в мукомольной и крупяной отрасли, в хлебопечении. По БСЭ, в 1930 году в Жуковке проживало 4010 человек.

31 октября 1931 года ВЦИК отнёс Жуковку к категории рабочих посёлков.

Расстояние Новая Деревня Жуковка на машине

Новая Деревня
Новая Деревня — Пикалёво (1 км; 0:01)
Пикалёво 2 км 0:01
Пикалёво — Сельхозтехника (24 км; 0:19)
Сельхозтехника 26 км 0:20
Сельхозтехника — Бор (1 км; 0:01)
Бор 27 км 0:21
Бор — Дрегли (34 км; 0:34) Ленинградская область — Новгородская область
Дрегли 62 км 0:56
Дрегли — Неболчи (20 км; 0:19)
Неболчи 82 км 1:16
Неболчи — Любытино (37 км; 0:36)
Любытино 119 км 1:53
Любытино — Боровенка (60 км; 0:53)
Боровенка 178 км 2:47
Боровенка — Окуловка (19 км; 0:18)
Окуловка 197 км 3:06
Окуловка — Старое Парахино (1 км; 0:01)
Старое Парахино 198 км 3:07
Старое Парахино — Парахино (2 км; 0:02)
Парахино 200 км 3:09
Парахино — Окуловка (1 км; 0:01)
Окуловка 201 км 3:10
Окуловка — Козицкий (1 км; 0:01)
Козицкий 203 км 3:12
Козицкий — Центр (2 км; 0:02)
Центр 205 км 3:14
Центр — Окуловка (1 км; 0:01)
Окуловка 206 км 3:15
Окуловка — Сосницы (8 км; 0:08)
Сосницы 214 км 3:24
Сосницы — Куракино (2 км; 0:01)
Куракино 215 км 3:25
Куракино — Иногоща (5 км; 0:04)
Иногоща 220 км 3:29
Иногоща — Шуя (5 км; 0:04)
Шуя 225 км 3:34
Шуя — Угловка (5 км; 0:05)
Угловка 229 км 3:39
Угловка — Берёзовка (1 км; 0:01)
Берёзовка 231 км 3:41
Берёзовка — Стегново (2 км; 0:02)
Стегново 233 км 3:43
Стегново — Бологое (47 км; 1:02) Новгородская область — Тверская область
Бологое 280 км 4:46
Бологое — Будово (98 км; 1:19)
Будово 378 км 6:06
Будово — Дмитровское (45 км; 0:44)
Дмитровское 422 км 6:50
Дмитровское — Романово (7 км; 0:09)
Романово 429 км 7:00
Романово — Мермерины (10 км; 0:06)
Мермерины 439 км 7:06
Мермерины — Заволжский (9 км; 0:04)
Заволжский 447 км 7:11
Заволжский — Тверь (3 км; 0:01)
Тверь 450 км 7:13
Тверь — Николо-Малица (1 км; 0:00)
Николо-Малица 451 км 7:13
Николо-Малица — Даниловское (9 км; 0:07)
Даниловское 460 км 7:21
Даниловское — Некрасово (9 км; 0:06)
Некрасово 469 км 7:27
Некрасово — Красная Гора (4 км; 0:02)
Красная Гора 473 км 7:29
Красная Гора — Колталово (7 км; 0:04)
Колталово 480 км 7:34
Колталово — Юрьевское (32 км; 0:21)
Юрьевское 512 км 7:55
Юрьевское — Ново-Ямская (9 км; 0:05)
Ново-Ямская 520 км 8:00
Ново-Ямская — Луговая (1 км; 0:00)
Луговая 521 км 8:01
Луговая — Старица (1 км; 0:00)
Старица 522 км 8:02
Старица — Кореничено (8 км; 0:05)
Кореничено 530 км 8:07
Кореничено — Зубцов (40 км; 0:35)
Зубцов 570 км 8:42
Зубцов — Малое Коробино (11 км; 0:09)
Малое Коробино 580 км 8:51
Малое Коробино — Хлепень (20 км; 0:13) Тверская область — Смоленская область
Хлепень 600 км 9:05
Хлепень — Никольское (13 км; 0:08)
Никольское 613 км 9:14
Никольское — Торбеево (45 км; 0:30)
Торбеево 658 км 9:45
Торбеево — Новое Село (23 км; 0:15)
Новое Село 681 км 10:00
Новое Село — Бородино (5 км; 0:03)
Бородино 686 км 10:03
Бородино — Андрейково (3 км; 0:03)
Андрейково 690 км 10:07
Андрейково — Относово (7 км; 0:05)
Относово 697 км 10:12
Относово — Чёрное (9 км; 0:07)
Чёрное 707 км 10:20
Чёрное — Зимницы (21 км; 0:14)
Зимницы 728 км 10:34
Зимницы — Прудки (13 км; 0:08)
Прудки 740 км 10:43
Прудки — Дурово (9 км; 0:07)
Дурово 749 км 10:50
Дурово — Сафоново (8 км; 0:06)
Сафоново 757 км 10:56
Сафоново — Бараново (2 км; 0:00)
Бараново 758 км 10:57
Бараново — Садовая (22 км; 0:14)
Садовая 780 км 11:12
Садовая — Дорогобуж (2 км; 0:01)
Дорогобуж 782 км 11:13
Дорогобуж — Фенино (22 км; 0:16)
Фенино 804 км 11:29
Фенино — Ельня (16 км; 0:10)
Ельня 820 км 11:40
Ельня — Лапино (22 км; 0:16)
Лапино 843 км 11:57
Лапино — Новоспасское (6 км; 0:04)
Новоспасское 849 км 12:01
Новоспасское — Богданово (15 км; 0:09)
Богданово 864 км 12:11
Богданово — Костыри (11 км; 0:07)
Костыри 875 км 12:19
Костыри — Льнозавода (24 км; 0:16)
Льнозавода 900 км 12:35
Льнозавода — Рославль (2 км; 0:01)
Рославль 902 км 12:37
Рославль — Липовка (16 км; 0:11)
Липовка 919 км 12:48
Липовка — Сеща (26 км; 0:16) Смоленская область — Брянская область
Сеща 944 км 13:04
Сеща — Алешня (15 км; 0:10)
Алешня 959 км 13:14
Алешня — Пеклино (10 км; 0:05)
Пеклино 969 км 13:20
Пеклино — Никольская Слобода (7 км; 0:05)
Никольская Слобода 976 км 13:25
Никольская Слобода — Летошники (6 км; 0:02)
Летошники 982 км 13:28
Летошники — Гостиловка (6 км; 0:04)
Гостиловка 988 км 13:33
Гостиловка — Жуковка (4 км; 0:03)
Жуковка 995 км 13:41

Меры предосторожности[править]

В Жуковке путешественника подстерегает целый ряд опасностей: много бездомных собак, ночью очень темно (даже на центральных улицах), неровные дороги и ещё более неровные тротуары, многочисленные лужи, а также обилие велосипедистов, которые абсолютно не соблюдают правила. Они могут ехать как по проезжей части, так и по тротуарам. Поэтому необходимо быть особенно внимательным: как водителю, так и пешеходу. Короче говоря, обычный российский город, а тут ещё и велосипедисты… Несмотря на окружение Жуковки лесами, въехав в нее, можно не поверить, что она не затеряна в пустыне — наличие песка на дорогах огромно в связи с особенностью местного градостроительства — участки между проезжей частью и тротуаром (если таковой имеется) не принято асфальтировать. Более того, заасфальтированными являются всего несколько центральных улиц. Поэтому следует быть готовым к пылевым бурям, когда сухо и к грязи, когда дожди.

Еда[править]

«Поплавок»

Из продуктов местного производства можно посоветовать продукцию Жуковского хлебозавода (хлеб, батон, сдобы, булочки и др.) и Жуковского молокозавода (молоко, кефир и др.) Есть в Жуковке и местный деликатес — орех чилим. Чилим собирают, в основном, на Ореховом озере и отваривают в соленой воде. Купить его можно в сезон (т.е. в августе) на городском рынке. Вкус напоминает отварной картофель. Чилим представляет собой на вид темно-коричневый «рогатый» орех. Его употребление в пищу требует сноровки, так как можно повредиться о его «рога». В местных краях бытует легенда, что данный орех произрастает всего на нескольких озерах в мире, однако это совсем не так, хотя растение действительно довольно редкое и появлялось даже в Красной Книге России.

  • Лучшая еда и пиво (брянское) в городе — в баре «Пивная бухта» (филиал «Брянскпиво»). Здесь также можно спеть в караоке.
  • Ресторан «Десна», Почтовый пер.
  • Пиццерия «Шлюпка».
  • Кафе «Ницца», ул. Советская.
  • Пиццерия в помещении бывшего «Темного бара» (народное название).
  • Закусочная «Бистро».
  • Закусочная возле магазина №16 (напротив вокзала) — по понятным причинам известна в народе как «Три поросенка».
  • Кафе «Встреча», ул. Партизанская.
  • Кафе «Чилим».
  • Кафе «Чебурашка».
  • «У Анатольевича».
  • «Слобода» (в Гришиной Слободе).

Транспорт[править]

В Жуковке действует один автобусный маршрут и три линии маршрутных такси.

Сориентироваться в городе несложно. К востоку от вокзала начинаются Почтовая улица и улица Карла Маркса: между ними находится центр (или то, что могло бы быть центром). В противоположном от вокзала конце Почтовой улицы расположен парк культуры им. Тютчева, а в 200 метрах южнее начинается территория велозавода. Река Десна находится к западу от железной дороги в 1.5 км от вокзала.

Благодаря наличию велозавода, самым популярным транспортным средством является велосипед. Одно время даже зарплату на заводе выдавали велосипедами. Наиболее популярной маркой в городе является «Stels», производство которых принадлежит ОАО «Веломоторс», нынешнему владельцу Жуковского велозавода. Так что Жуковка может претендовать на звание велосипедной столицы России. Несмотря на это в брянском Амстердаме, как назвало город в своем сюжете Общественное Телевидение России (видимо, по количеству велосипедов на душу населения), нет ни одной велодорожки — воистину неукладывающийся в голове факт. Тем не менее, возле велозавода расположена, пожалуй, крупнейшая в России велопарковка, а каждый магазин сччтает за честь иметь у входа велопарковку, сваренную из металлических прутьев. Популярность велосипедов такова, что в одном из дворов по улице Чайковского забор сделан из велосипедных рулей. В городе нет свободного проката велосипедов, а также проката автомобилей.

В городе действует несколько компаний такси. Проезд по городу ок. 70 рублей.

После войны

За четыре года после освобождения района появились новые улицы, здания поссовета, райисполкома, столовых, магазинов, библиотеки. Построен новый клуб, заработали средняя школа, детский сад, строится новая больница и амбулатория. Застраиваются новые улицы, ведётся ремонт дорог, разбивается городской парк.

Вступил в строй Дом отдыха (ныне — санаторий «Жуковский»), строятся пионерские лагеря, возрождается тубсанаторий. В 1952 году в Жуковке работали одна средняя и две семилетних школы. В 1953 году открылся районный Дом культуры, начало работать профтехучилище. В январе был пущен новый железнодорожный вокзал. В 1960 году на берегу реки Ветьмы была построена школа-интернат для детей.

30 августа 1962 года указом президиума Верховного Совета РСФСР рабочему посёлку Жуковка был присвоен статус города районного подчинения.

Великая Отечественная война

Жуковка была оккупирована гитлеровскими войсками в сентябре 1941 года, и с первых же дней её в районе развернулась партизанская борьба.

Партизанский отряд «За Родину» был создан на жуковской земле по инициативе подпольной группы коммунистов станции Белоглавая. 1 мая были разгромлены вражеские гарнизоны в деревнях Княвичи и Страшевичи, во многих сёлах была восстановлена советская власть. Бригада «За Родину» разгромила три немецких штаба, 36 вражеских гарнизонов, взорвала 4 железнодорожных моста, пустила под откос 81 вражеский эшелон, уничтожила более 6 тысяч немецких солдат и офицеров.

Фашистские каратели за связь с партизанами замучили и расстреляли в деревне Матрёновка 243 человека. Деревня была сожжена дотла, повторив судьбу белорусской Хатыни.

В сентябре 1943 года советские войска полностью освободили Жуковский район от немецких захватчиков. Освобождённый район лежал в руинах. Началось восстановление разрушенного хозяйства. Начали свою деятельность промысловые артели, промкомбинат, райпотребсоюз, железнодорожная столовая. Уже в октябре 1943 года встал вопрос о возрождении обозного завода.

Как добраться[править]

На поездеправить

Жуковка стоит на железнодорожной линии Смоленск–Брянск. Со стороны Брянска электрички каждые 1–2 часа (в пути 1 ч 40 мин), со стороны Рославля автомотрисы 2 раза в день (в пути 2 часа). Четыре раза в неделю ходит экспресс (согласованные поезда) Смоленск-Рославль-Брянск Смоленск–Брянск (3.5 часа от Смоленска). Также в Жуковке останавливаются летние поезда типа Калининград–Адлер или Смоленск–Адлер. Зимой дальних поездов может не быть вовсе. Добираться из других городов удобнее на поезде до Брянска, а оттуда на электричке.

На станции типовое вокзальное здание послевоенной постройки. Справочная: +7 (48334) 3-58-73.

На автомобилеправить

Жуковка стоит рядом с трассой А141: от Брянска 65 км, от Рославля 91 км, от Смоленска 207 км. Из Москвы можно ехать как через Брянск, так и через Жиздру и Косилово (дорога между Косиловым и Сельцо Дятьковского района в крайне неудовлетворительном состоянии). Наконец, для любителей прекрасного существует альтернативный путь со стороны Рославля (через Дубровку, Лутовиновку и Семёновку) – довольно романтичная дорога с крайне редким движением и небезопасным мостом через Десну. Дорога в основном асфальтированная, без автобусного сообщения; построена в середине 90-х, поэтому на картах не обозначена.

На автобусеправить

Автостанцию в Жуковке так и не построили. Её функцию выполняет автокасса рядом с ж/д вокзалом. Справки по тел. +7 (48334) 3-13-81, 3-06-13 (автокасса) и 3-29-95 (автоколонна). Автобусов достаточно: из Брянского автовокзала и от Бежицкой автостанции ходят маршрутки и автобусы несколько раз в день. Есть также несколько автобусов из Москвы от автостанции «Тёплый Стан» и Киевского вокзала. Однако их расписание нужно уточнять. Все остальные автобусы идут по А141 и в Жуковку не заезжают, а останавливаются (причём только по требованию) у поворота в Летошниках, откуда 12 км до города придётся добираться на такси, автостопом, местными автобусами или ещё как-нибудь. По трассе проходят, например, автобусы Смоленск–Брянск, Смоленск–Орёл, Санкт-Петербург–Курск.

Жуковка-2

Бывший дачный поселок Совета Министров СССР. Сейчас принадлежит Управлению Делами Президента РФ. Унитарный комплекс «Жуковка-2» включает в себя не только жуковские дачи, но также ильинские, усовские и санаторий «Петрово-Дальнее» на Ильинском шоссе. Старые дачные дома унитарного комплекса в большинстве — деревянные. В 1990-е годы и позже здесь было построено много новых коттеджей. В поселке находятся гимназия «Жуковка», детский сад, спортзалы, теннисные корты (один закрытый и два открытых), волейбольная и баскетбольная площадка, фитнес-зал, бассейн, зимой заливается каток. Также в поселке располагаются: клиника японской косметологии, ресторан, автосервис и другие объекты. Поселок охраняется специальным подразделением милиции[источник не указан 2916 дней].

История

В «Списке населённых мест» 1862 года Жуковка — владельческая деревня 2-го стана Можайского уезда Московской губернии по левую сторону Волоколамского тракта из города Можайска, в 38 верстах от уездного города, при реке Рузе, с 13 дворами и 115 жителями (60 мужчин, 55 женщин).

По данным 1890 года входила в состав Осташёвской волости Можайского уезда, число душ мужского пола составляло 51 человек.

В 1913 году — 24 двора.

1917—1929 гг. — деревня Осташёвской волости Волоколамского уезда.

По материалам Всесоюзной переписи 1926 года — деревня Кукишевского сельсовета Осташёвской волости Волоколамского уезда, проживал 121 житель (46 мужчин, 75 женщин), насчитывалось 25 крестьянских хозяйств.

С 1929 года — населённый пункт в составе Волоколамского района Московского округа Московской области. Постановлением ЦИК и СНК от 23 июля 1930 года округа как административно-территориальные единицы были ликвидированы.

1929—1939 гг. — деревня Бражниковского сельсовета Волоколамского района.

1939—1954 гг. — деревня Бражниковского сельсовета Осташёвского района.

1954—1957 гг. — деревня Осташёвского сельсовета Осташёвского района.

1957—1963 гг. — деревня Осташёвского сельсовета Волоколамского района.

1963—1965 гг. — деревня Осташёвского сельсовета Волоколамского укрупнённого сельского района.

1965—1994 гг. — деревня Осташёвского сельсовета Волоколамского района.

В 1994 году Московской областной думой было утверждено положение о местном самоуправлении в Московской области, сельские советы как административно-территориальные единицы были преобразованы в сельские округа.

1994—2006 гг. — деревня Осташёвского сельского округа Волоколамского района.

С 2006 года — деревня сельского поселения Осташёвское Волоколамского муниципального района Московской области.

Жуковка

Здесь живут крупные предприниматели, известные актёры, политики.

В 1930-е годы Жуковка превратилась в дачный посёлок советской элиты. Здесь жили Иосиф Сталин, нарком внутренних дел Ежов и другие государственные руководители. На даче в деревне Жуковка жила и дочь Сталина Светлана Аллилуева, вначале с детьми, а потом, когда они выросли, — одна. Здесь она написала свои первые мемуары «Двадцать писем к другу». В 1967 году ей удалось уехать за границу, чтобы захоронить в Индии прах своего четвертого мужа – индийского коммуниста-журналиста. Она не вернулась в СССР, уехала в США. «Двадцать писем к другу» стала ее первой и не последней книгой, опубликованной на Западе.

В начале XXI века здесь проживали такие известные люди, как бывший премьер-министр Виктор Черномырдин, бывший руководитель НК «ЮКОС» Михаил Ходорковский, актриса Татьяна Друбич, художник Илья Глазунов, основатель «Евросети» Евгений Чичваркин.

Рядом с деревней был построен дом отдыха «Жуковка» Совета Министров СССР. В 1970-ые для лидера монгольских коммунистов Ю.Цеденбала была построена огромная трехэтажная дача в монгольском стиле, позже выкупленная Совмином в качестве будущего лечебно-оздоровительного комплекса для своих сотрудников.

6 декабря 2015 в Жуковке открылся крупнейший в Европе еврейский религиозно-культурный центр.

>


С этим читают