Битумный путь: скоростная магистраль до казани появится к 2024 году

О скоростной автодороге

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития совместно с Минфином, Минтрансом и Минстроем создать рабочую группу и представить согласованную позицию по вопросам реконструкции федеральной трассы М7 «Волга», включая обходы городов. Правительству предстоит выбрать между полной реконструкцией М7 (этот вариант должна подготовить рабочая группа) и строительством новой платной трассы Москва — Казань, которую «Автодор» планирует реализовать в рамках проекта «Европа — Западный Китай».


Платная трасса включена в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Она позволит сократить время в пути между Москвой и Казанью почти в два раза — до 6,5 часа.

Эффект нацпроектов

Строительство скоростной автомагистрали от Москвы до Казани – важнейшая часть общенационального плана действий, направленных на преодоление последствий распространения коронавируса и поддержку ключевых отраслей экономики. Проект дает регионам импульс к ускоренному развитию. Изначально в «Автодоре» предполагали, что платную трассу от Москвы до Казани полностью откроют для движения в 2027 году, но уже в середине февраля глава госкомпании заявил, что дорогу могут сдать в эксплуатацию раньше.

Общий макроэкономический эффект от ввода в эксплуатацию М-12 предполагается в 2,45 трлн рублей. Ожидаемый грузопоток — 70 млн. тонн, то есть в сутки по дороге будет проезжать примерно 9-10 тысяч фур. В зоне этого маршрута располагается 70% автомобильной промышленности России, 40% предприятий металлургии, половина оборонных и аэрокосмических мощностей страны. Бесплатным дублером трассы М-12 будет нынешняя автодорога М-7 «Волга», которую «Автодор» сейчас реконструирует.

«Крупный инфраструктурный проект Россия начинает, скажем честно, не в самый экономически благоприятный период – перед страной стоят серьезные вызовы, принесенные коронавирусом. На ликвидацию социальных последствий пандемии и поддержку бизнеса ушли колоссальные ресурсы. Тем не менее, Россия демонстрирует, что наряду со строительством больниц и госпиталей продолжит прокладывать стратегические трассы.

Это означает, что страна придает проекту огромное значение и не готова медлить с его реализацией. Наоборот – сроки сдачи в эксплуатацию. существенно сдвинуты с 2028 на 2024 год. Все указывает на то, что государство намерено завершить проект с максимальной пользой для экономики и граждан», — заключает Владимир Шаповалов.

Коридор «Восток — Запад»

Сегодня в особой экономической зоне «Алабуга» собрались федеральные руководители, чтобы обсудить строительство трассы Европа — Западный Китай. Напомним, накануне они определили развитие IT-отрасли, а сегодня перешли к утверждению плана масштабного инфраструктурного проекта страны.

Дорога Европа — Западный Китай начинается от Финского залива и упирается в Желтое море. На территории России она берет начало в Санкт-Петербурге, продолжается через Великий Новгород, проходит мимо Твери, Москвы, Владимира, Мурома, Нижнего Новгорода, Казани, Тольятти, Самары и от города Канаша протянется до МАПП «Сагарчин» — автомобильно-пропускного пункта на границе Оренбургской области с Казахстаном.

Во время совещания в ОЭЗ «Алабуга» вице-премьер РФ Марат Хуснуллин представил российскому премьеру Михаилу Мишустину презентацию о ходе проекта. Каждый участок международной транспортной артерии — отдельный и важный проект, который разовьет скоростную сеть внутри страны. В планах — развитие участка в обход Твери. М-12 «Москва — Казань» — один из ключевых проектов дорожной отрасли России. Его строительство разделено на этапы и завершится к 2024 году. Нулевой этап снимет напряжение на загруженных дорогах Московской агломерации в районе Балашихи и Ногинска. Появятся мосты через Оку в Муроме, через Суру и через Волгу около Казани. В Татарстане перспективным станет направление Шали — Бавлы, которое соединит трассы М-5 «Урал» и М-7 «Волга». Магистраль Казань — Екатеринбург станет третьим крупным объектом. Кроме того, в Татарстане запланировано строительство обхода Набережных Челнов с мостом через Каму.

Сегодня в особой экономической зоне «Алабуга» собрались федеральные руководители, чтобы обсудить строительство трассы Европа — Западный Китай. Фото tatarstan.ru

Трасса в масштабах страны

  • Дорога Европа — Западный Китай соединит четыре из восьми крупнейших агломераций России — Московскую, Самаро-Тольяттинскую, Нижегородскую и Казанскую. «Это самый масштабный проект России на ближайшие 4 года», — сказал Михаил Мишустин.
  • Протяженность совместного проекта России, Казахстана и Китая — 8,5 тысячи километров. Из них по России — более 2 тысяч км.
  • Суммарный прирост внутреннего регионального продукта на затронутых территориях составит более 500 млрд рублей к 2050 году.
  • На строительстве дороги создадут более 30 тысяч рабочих мест, и еще более 130 тысяч появятся в смежных отраслях, ускорятся транзитные перевозки, обновится инфраструктура, прилегающая к трассе.

Дополнительный международный трафик

Введение в эксплуатацию платной автотрассы из Москвы в Казань позволит привлечь в Татарстан дополнительный международный транзитный трафик и увеличит туристический поток, сообщили в пресс-службе регионального Минтранса.

«Строительство новой автомобильной дороги «Москва — Нижний Новгород — Казань» на территории Республики Татарстан привлечет дополнительный международный и межрегиональный транзитный трафик. Кроме того, строительство нового мостового перехода через реку Волга даст толчок новому развитию туризма на территории Камско-Устьинского, Спасского, Зеленодольского муниципальных районов, города Казани», — сказал представитель ведомства.

Автодорога соединит три федеральные автомобильные дороги, что позволит перераспределить транспортные потоки и обеспечит транзитное движение транспортных средств в обход Казани, по кратчайшему пути свяжет развивающуюся особую экономическую зону Иннополис с предприятиями Камского инновационного территориально-производственного кластера. Транспортный маршрут будет способствовать переключению существующих транзитных и внутрирегиональных грузопотоков на новую автодорогу, добавили в министерстве.


В Минтрансе отметили, что в зоне тяготения скоростной автодороги находится Казанский Логистический почтовый центр (ЛПЦ), расположенный на территории международного аэропорта «Казань» и Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр.

«Кроме того, участок от Москвы до Казани является составной частью не только МТМ ЕЗК (Международный транспортный маршрут Европа — Западный Китай), но и международного транспортного маршрута «Запад-Восток», который, в свою очередь, предусматривает развитие сети скоростных автомобильных дорог в направлении Екатеринбурга и далее, через Омск, до границы с Казахстаном», — сказал собеседник агентства.

Реализация проекта

Россия

Государственный проект

Внешние изображения

К 2013 году ГК «Автодор» и Минтранс определили ряд вариантов маршрута прохождения российской части коридора:

  • начинался от границы с Казахстаном на КПП Сагарчин; до Казани трасса идет по строящейся магистрали Казань — Оренбург (дублеру существующей Р239) через республику Татарстан, Башкортостан и Оренбургскую область;
  • далее по вновь возводимой автотрассе Москва — Нижний Новгород — Казань до Москвы;
  • далее маршрут разделялся на две ветки — через Санкт-Петербург по трассам М10 и новой М11 и через Белоруссию по трассе М1.

В перспективе до 2030 года планируется строительство трассы Санкт-Петербург — Вологда — Казань, которая возьмёт трафик направления на себя в обход Москвы. Ближайшее время функции этих дорог будет выполнять М7.

Отличительная особенность в том что новые дороги должны были также улучшить связность российских агломераций. Оценки стоимости реконструкции дорожной сети в рамках этого проекта приближались к 1 трлн руб с участием государственного и китайского финансирования.

В этом варианте трассы протяженность маршрута от Санкт-Петербурга до Ляньюньган составляет 8445 км; из них 2233 км проходит по территории Российской Федерации, 2787 км — Республики Казахстан, 3425 км — Китайской Народной Республики.

На 2019 год был запланирован ремонт 140 км дорог в рамках реализации проекта.

Частное партнёрство «Меридиан»

См. также: Меридиан (автодорога)

В 2018 году стало известно об альтернативном плане автодороги, связывающей казахскую и белорусскую госграницы по кратчайшему пути в обход крупных населенных пунктов. Этот частный проект получил название «Меридиан», трасса-ответвление пройдёт на 350—400 км южнее основного хода и будет иметь протяженность 2023 км.

Маршрут проложен по территории восьми областей: Оренбургской, Самарской, Саратовской, Тамбовской, Липецкой, Орловской, Брянской и Смоленской — от границы Казахстана до Белоруссии. Инвесторами нового строительства выступают российские ООО «Меридиан» и ЗАО «Русская холдинговая компания». Предварительная стоимость проекта оценивается экспертами в 594 млрд рублей. Часть средств инвесторы планируют привлечь выпустив облигации.

Точная стоимость будет известна после получения прав на все земли под будущей магистралью. Вариант этой трассы начинается не от пограничного пункта Сагарчин, а от пограничного пункта Маштаково — для уменьшения длины российской части трассы. На 2019 год заявлено о готовности к началу строительства.

Казахстан

В Казахстане строительство близится к завершению. Дорога от границы РФ, близ села Мартук в Актюбинской области до города Шымкент (в бывшей Южно-Казахстанской области) построена полностью (через Актобе и Кызылорду). Трасса между Таразом и Алма-Атой почти готова. Работы ведутся между Шымкентом и Таразом, а также от Алма-Аты до границы с Китаем. Полное завершение работ на территории Казахстана ожидается в 2019 году.

Качество дорожного покрытия: от границы РФ до Кызылорды дорога 2 категории, от Кызылорды до границы с Китаем — дорога 1 категории. Длина 2787 км.

Прочность и легкость

Обсуждением строительства новой дороги премьер решил не ограничиваться. Совещание проходило на территории особой экономической зоны «Алабуга» в Елабужском районе. Она считается самой успешной в стране — по данным национального рейтинга инвестиционной привлекательности за 2019 год эта территория заняла первое место. Financial Times последние пять лет признавала ее лучшей в Европе. Ее основные направления — автомобилестроение, нефтехимия, композитные и строительные материалы. Среди резидентов — такие крупные компании, как Ford, «Ростатом», «Транснефть» и др. Общий объем инвестиций составляет более 200 млрд рублей, а объем выручки только за прошлый год составил почти 83 млрд.

Михаил Мишустин, как правило, уделяет внимание высокотехнологичным предприятиям, одно из них премьер посетил и сейчас — завод компании «Алабуга-Волокно», который производит углеродное волокно. Это востребованный и достаточно прочный материал, состоящий из очень тонких нитей диаметром от 3 до 15 микрон

Он в 2–3 раза прочнее металла в композитных материалах, имеет высокую стойкость к температурам и незначительный вес. Для сравнения, изделия из углеволокна весят в пять раз меньше аналогичных, сделанных из стали.

мишу

О различных стадиях производственного процесса премьеру рассказывали глава «Росатома» Алексей Лихачев и гендиректор Umatex (входит в состав госкорпорации) Александр Тюнин. На отдельном выставочном стенде премьер смог ознакомиться с возможными вариантами использования материала — из него можно делать детали для мотоциклов, автомобилей и даже хоккейные клюшки и лыжные палки.

Рустам Минниханов обратил внимание Михаила Мишустина, известного своей любовью к хоккею, именно на клюшку из углеволокна. По словам гендиректора Umatex, ими играют многие профессиональные хоккеисты

По завершении осмотра глава правительства обменялся несколькими словами с сотрудниками завода. Рабочие встречали его в масках и перчатках, но премьер пожал руку каждому.

Сдать в срок

Перед обсуждением рабочих вопросов с участниками совещания премьер решил лично осмотреть участок, по которому пройдет скоростная трасса М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань. В компании главы республики Рустама Минниханова и зампреда правительства Марата Хуснуллина он облетел на вертолете территорию, на которой в будущем появится дорожное полотно. Уже в воздухе премьеру презентовали общий проект строительства и цифры по ожидаемым социально-экономическим эффектам. Автодорога протяженностью 794 км должна быть запущена уже в 2024 году и сократить время в пути между городами вдвое. Она станет основой при строительстве трассы Европа – Западный Китай.

трасса

Это достаточно амбициозный и затратный проект. Его суть в воссоздании известного Шелкового пути, который не одно тысячелетие связывал страны Запада и Востока через весь континент. Дорога пройдет через Россию, Казахстан и Китай. Общая протяженность по маршруту Санкт-Петербург–Москва–Казань–Оренбург–Актобе–Кызылорда–Шымкент–Алма-Ата–Урумчи–Ланьчжоу–Чжэнчжоу–Ляньюньган составляет более 8 тыс. км. По территории России трасса будет тянуться примерно 2,3 тыс. км, по Казахстану — 2,7 тыс. км, в Китае проложат 3,1 тыс. км дороги. Согласно данным Минтранса, весь автомобильный маршрут будет занимать около 10 суток. Общая стоимость российского участка оценивается в 730 млрд рублей.

Старт строительства запланирован на конец года, а скоростную трассу М-12 между Москвой и Казанью (она входит в состав коридора) рассчитывают завершить не в 2027 году, как планировалось изначально, а уже к 2024-у.


— Суммарный прирост внутреннего регионального продукта на этих территориях составит более 500 млрд рублей к 2050 году, — сказал Михаил Мишустин. — С учетом особого значения трассы М-12 правительство ставит задачу ввести ее в эксплуатацию уже в 2024 году. Сегодня мы об этом договорились. Общий объем финансирования составляет более 650 млрд рублей. Эти инвестиции дадут весомую отдачу в течение ближайших лет после запуска магистрали.

трасса

Он подчеркнул, что на ближайшие 3–4 года автомобильная дорога Москва – Нижний Новгород – Казань — это самый масштабный дорожный проект России. Непосредственно на строительстве будет создано более 30 тыс. новых рабочих мест, а в смежных отраслях — более 130 тыс.

Строительство трассы позволит улучшить логистические коридоры и снизить стоимость некоторых товаров, уверен почетный дорожник РФ и профессор МАДИ Эдуард Котлярский. По мнению специалиста, сама трасса потребует существенных затрат из-за расстояний между конечными точками, но ее создание позволит России увеличить товарооборот не только с Китаем, но и с Европой.

Новая транспортная артерия плотнее свяжет регионы РФ, считает главный научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Валерий Абрамов. Эксперт полагает, что трасса увеличит показатели валовых региональных продуктов, а часть перевозок можно будет перевести на контейнерные.

«Боевые» участки и разгрузочные обходы

Марат Хуснуллин рассказал, что в этом году мобилизовали все силы, объемы работ не сократили, они идут даже со значительным опережением:

— Это нам позволяет с оптимизмом сказать, что такой сложный проект возможно реализовать фактически за 4 года, но он требует, конечно, колоссальной концентрации усилий.

Хуснуллин напомнил, что участок от Санкт-Петербурга до Москвы уже построен. До конца года будет запроектирован обход вокруг Твери. По словам вице-премьера, буквально недавно запустили участок ЦКАД — с опережением на 6 месяцев. Планируется, что к началу следующего года его замкнут на северном участке. Более подробно Хуснуллин остановился на этапах М-12.

Марат Хуснуллин напомнил, что участок от Санкт-Петербурга до Москвы уже построен. Фото tatarstan.ru

  • Вице-премьер назвал крайне тяжелым участок от северо-восточного входа до пересечения с ЦКАД, вплоть до выхода в районе Орехово-Зуева на перекресток с трассой М-7. Это «боевой участок дороги», трафик по которому достигает 80 тыс. автомобилей в сутки. Его строительство разгрузит существующую дорогу М-7. Большая часть документации готова к экспертизе, и уже в этом году на этом участке готовы приступить к работе.
  • Дальше трасса идет по пяти областям. Найдено решение, как оптимизировать затраты, чтобы обойти Владимир. Для обхода Нижнего Новгорода возведут дополнительный мост через Оку.
  • В районе города Канаша строят большую развязку, чтобы выйти на казанское направление до Сагарчина.
  • В районе Казани появится мост через Волгу длиной почти 3 км.
  • Для эффективности запланирован обход Набережных Челнов и Нижнекамска — 90 км трассы там построят за три года, деньги на это уже выделены.
  • Отрезок Шали — Бавлы — «мощная связка между федеральными трассами М-5 и М-7». Часть этой трассы в 145 км практически построена. Рассматривается возможность достроить ее за счет частных средств.
  • Тольяттинский участок уже проектируется, в ближайшие месяцы на нем приступят к работе.
  • Еще один знаковый отрезок — от Набережных Челнов до Екатеринбурга. Как сообщил Хуснуллин, это очень загруженная трасса, она сейчас в плохом состоянии. Поэтому и там планируют возведение дополнительной дороги. Половину из 800 км будут реконструировать, а оставшиеся 400 км построят заново.

Платная М-12 пройдет от Москвы до Казани в обход столицы республики. Фото sdelanounas.ru

История

Ещё в советский период рассматривался вариант строительства автомобильной дороги «Москва — Пекин», которая должна была соединить столицы двух крупнейших социалистических стран мира, однако с формированием так называемого «американского вектора» китайской экономики, этот проект остался в набросках проектных организаций.

Вернулись к идее воссоздания сухопутного коридора между Европой и Китаем только в конце XX века, когда товарооборот между КНР и странами ЕС стал измеряться сотнями миллиардов евро, доставка же грузов морским путём через Суэцкий канал занимала не менее одного месяца и имела ряд ограничений и известные риски. Растущие объёмы реализации китайских товаров, стремительный рост экономики поднебесной в начале XXI века совпали с запросами на развитие транспортной инфраструктуры в России, Казахстане и Белоруссии.

В 2008 году Россия и Казахстан подписали меморандум о развитии транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай». В 2015 году Президент России Владимир Путин и Председатель КНР Си Цзиньпин подписали договор о сотрудничестве в рамках проекта «Один пояс и один путь». Вскоре в КНР был создан «Фонд развития Шёлкового пути» с инвестициями в 40 млрд американских долларов.

Осенью 2015 года руководители российской государственной корпорации «Автодор» и Банка развития Китая подписали меморандум о финансировании строительства проекта.

В октябре 2018 года Правительство России обнародовало «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» на период до 2024 года, где определяются сроки и условия строительства российских участков проекта «Западная Европа — Западный Китай»: скоростной трассы «Москва — Нижний Новгород — Казань», обхода Тольятти с мостом через Волгу и также российского участка магистрали «Меридиан».

Фактически строительство магистрали началось в 2008 году. Участок Китай — Казахстан уже функционирует. Полный ввод в эксплуатацию, согласно «Докладу по транспортным коридорам ЕАЭС — 2019», будет осуществлён не позднее 2020 года.

Китайский участок магистрали был построен ещё в 2016 году. Он проходит через пограничный переход с Казахстаном Хоргос, города: Урумчи, Ланьчжоу и Чжэнчжоу, далее достигает побережья Жёлтого моря в городе Ляньюньган. Длина автомобильной трассы составляет 3425 км.

Логистика и экономика

Всего дорога «Европа – Западный Китай» потянется на 8500 километров, более 2000 пройдут по территории России. Мишустин рассказал, что трасса М-12 даст регионам России стимул к развитию, а прирост их внутреннего регионального продукта составит более 500 млрд рублей к 2050 году. Дорога обеспечит безостановочное скоростное автомобильное сообщение между четырьмя из восьми крупнейших агломераций России – Московской, Самарско-Тольяттинской, Нижегородской и Казанской.

Уже на этапе строительства будет создано более 30 тысяч рабочих мест. И еще более 130 тысяч – в смежных отраслях, таких как автомобилестроение, нефтехимия, электроника, транспорт и логистика, сфера услуг и другие. Ускорятся транзитные перевозки, станет более удобным доступ к крупным промышленным кластерам. Кроме того, обновится инфраструктура на территориях, прилегающих к трассе. Существенный стимул к развитию получит бизнес, в том числе малое и среднее предпринимательство.

«По сути, «Москва-Казань» завершит логистический узел, сделав Россию страной-транзитером для товарообмена между Европой и Китаем. То есть повышается политическая и экономическая роль РФ на международной арене. При этом трассы подобного уровня неизбежно обустраиваются серьезной инфраструктурой по автосервису и ремонту, заведениями общепита, терминалами по перегрузке, кемпингами и другими бизнес-объектами.  


И в итоге подобные проекты дают мощную отдачу в виде постоянного отчисления государству налогов, создания тысяч постоянных рабочих мест, обеспечения товаропотоков. Подобные вложения имеют стратегическое для государства значение, так как после реализации оборачиваются мультипликативным эффектом в экономике», — подчеркивает Шаповалов.

Трасса западная Европа — западный Китай

Сама задумка создания автомагистрали такого уровня, которая свяжет европейские страны с КНР, пришла еще в конце первой половины 2000-х годов. Она должна была решить проблему доставки товаров с западного Китая, объем торгов которыми стремительно вырос и уже в 2014 г. стал равняться в 468 млрд. евро. Согласно отчетам министерства транспорта Евросоюза, товарооборот между странами старого света и азиатскими государствами, за последнюю четверть века увеличился в 6 раз.

Основная часть грузоперевозок, на данный момент приходится на морские пути Индийского океана и Средиземного моря, связующим звеном которых является Суэцкий канал. Расстояние такого маршрута, занимает длину большую чем половина экватора и составляет около 24 тыс. километров. Доставка идет довольно продолжительный период и занимает от 41 до 55 суток. Будущий же транспортный коридор Европа – Западный Китай обеспечит сокращение времени в дороге, не менее чем на десять суток. Львиную долю грузопотока между регионами составляет продукция с высоким индексом добавочной стоимости, которая объективно тяготеет к перевозкам именно автотранспортом.

Толчок в развитии данного транспортного коридора дал документ о сотрудничестве, который был подписан главами Казахстана и Российской федерации. Далее Китай подключился к этому проекту и предложил возродить экономическую зону в виде Великого шелкового пути. По намерениям государств он будет включать не только транспортное сообщение, но и всю прилагающую инфраструктуру, сопровождаться промышленными предприятиями и энергетическими объектами.

Развитие проекта

Некоторые площади автомагистралей уже реализованы и введены в эксплуатацию, другие находятся на стадии создания. Каждая часть новой трассы — это самостоятельный и достаточно серьезный инфраструктурный проект, являющийся частью масштабного пазла по восстановлению Шелкового пути. Общая длинна маршрута Западный Китай – Западная Европа, опираясь на карты, составляет 8500 км.: по России из них пройдет 2200 км, 2800 км. — по землям Казахстана и 3400 км. — по просторам Китая. Маршрут пройдет следующим образом:

Согласно схемам, в Российской федерации автомагистраль возьмет начало у западных районов Санкт-Петербурга (не исключено строительство до финской границы) и далее пойдет по скоростному автобану на Москву, затем в Казанском направлении. От Казани путь будет реализован по автодороге на Оренбург, через Татарстан, республику Башкортостан и Оренбургскую Область. На этих участках активно ведутся ремонтно- строительные работы по реконструкции и созданию новой дорожной инфраструктуры, включая расширение Камского моста. Далее полотно ляжет на Казахстан.

  • На казахских землях строительство трассы практически завершено. Если посмотреть на карту и схему проезда, то отрезок от границ Российской Федерации до города Шымкент готов на 100%, автодорога от Тараза до столицы государства на стадии завершения. Активные строительные работы проходят между Таразом и Шымкентом, и от столицы до китайской границы. Реализацию проекта на просторах Казахстана планируется завершить в конце 2019 года.
  • Китай опередил всех и автомагистраль там уже готова, завершение строительства пришлось на конец 2016 года. Она берет направление от кордона Казахстана и идет через населенные пункты Урумчи, Ланьчжоу, мегаполис Чжэнчжоу к берегам Желтого моря, а именно к городу Ляньюньган.


С этим читают