Интеллектуальный труд: понятие, основы, формы, правила организация и особенности управления

Причины и факторы временного снижения умственной и физической работоспособности организма

Физическая нагрузка вызывает реакцию всех органов и систем. При сильных нагрузках происходит снижение работоспособности, так как человек утомляется. В активно сокращающейся мышце увеличивается кровоток более чем в 20 раз, активизируется обмен веществ. При умеренной физической нагрузке в мышце преобладает аэробный обмен веществ, во время тяжелой работы часть энергии освобождается анаэробно, т. е. без использования кислорода. В результате этого в мышцах образуется и накапливается молочная кислота. Это является одним из факторов снижения работоспособности: при накоплении значительных количеств молочной кислоты в мышечных волокнах развивается мышечное утомление. При физической работе возрастают частота сердечных сокращений, ударный объем сердца, артериальное давление, потребление организмом кислорода. При легкой и умеренной физической работе с постоянной нагрузкой в течение 5-10 мин частота сердечных сокращений увеличивается, после чего достигает постоянного уровня, или стационарного состояния, которое не приводит к утомлению человека в течение нескольких часов. Через 3-5 мин после завершения такой работы частота сердечных сокращений нормализуется. При тяжелой работе стационарное состояние не наступает, происходит снижение физической работоспособности, развивается утомление, частота сердечных сокращений увеличивается, а после прекращения тяжелой работы период восстановления нормальной частоты сердечных сокращений длится несколько часов.


У каждого человека есть свой индивидуальный предел утомления при физической и умственной работе, разница для каждого индивидуума порой весьма существенна. После этого предела наступает снижение работоспособности организма в целом, человек уже не может выполнять свою работу эффективно. Предел утомительной работы разделяется на два уровня работоспособности. Работа, которую человек может выполнять в течение 8 ч без развития признаков мышечного утомления, считается легкой, она ниже предела. Выше него находится область максимальной работоспособности, выполнение такой работы существенно ограничено во времени. Снижение умственной и физической работоспособности происходит по мере увеличения длительности работы. Тренировка повышает работоспособность человека.

Как же определить предел утомительной динамической работы? Одним из важных показателей является частота пульса, которая сохраняется постоянно во время работы, не увеличиваясь в связи с утомлением. У нетренированных людей в возрасте от 20 до 30 лет она не превышает 130 ударов в 1 мин, менее чем через 5 мин после прекращения работы частота пульса становится менее 100 ударов в 1 мин; в возрасте от 31 до 50 лет превышает 130-140 ударов в 1 мин, частота пульса становится меньше 100 ударов в 1 мин лишь через 10-15 мин после прекращения работы. У тренированных людей наблюдается более быстрая нормализация пульса.

Рекомендации по повышению качества ИТ

Работники интеллектуального труда нередко сталкиваются с кризисами и застоями в деятельности. Для их преодоления или предотвращения стоит руководствоваться такими рекомендациями:

  • Стремление к выработке и закреплению навыков. Это позволяет довести выполняемую работу до автоматизма, что приводит к повышению производительности умственного труда при низком уровне утомляемости.
  • Поддержание профессиональных знаний на достаточном уровне для своевременного решения непрерывно возникающих проблемных ситуаций. Данная задача решается посредством периодической работы по повышению квалификации.
  • Постоянное поддержание умеренного уровня умственной нагрузки без резких перепадов в сторону спада или увеличения.
  • Рациональное использование перерывов на отдых. Они должны быть заполнены деятельностью, направленной на психологическую разгрузку и снятие эмоционального напряжения.
  • Рациональное использование нерабочего времени. 30% из него должно отводиться умеренным физическим нагрузкам для профилактики заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни.
  • Учет индивидуальных особенностей. Для эффективной работы человека, занятого умственным трудом, необходимо ощущение комфорта, которое выражается в определенных характеристиках внешней среды (уровень шума, цветовая гамма и так далее).
  • Гибкость в оценке результатов. Поскольку знания трудно поддаются измерению, не стоит загонять работника, занятого ИТ, в четкие временные и цифровые рамки. Давление негативно влияет на качество умственной деятельности.
  • Полное информационное обеспечение. Для эффективной умственной работы сотруднику необходима полная картина состояния дел, а также детальное описание желаемого перспективного результата.
  • Внедрение прогрессивных технологий. На данный момент существует достаточное количество устройств и программных продуктов, которые значительно облегчают интеллектуальную деятельность человека, автоматизируя и механизируя некоторые процессы.

2.2. Образование, здравоохранение, культура

Образование и здравоохранение непосредственно участвуют не в самом производстве, а в воспроизводстве важнейшего фактора производства – рабочей силы, участвуют в определении её цены. Здоровый рабочий может трудиться более производительно, чем больной. Квалифицированный рабочий может произвести за один и тот же период рабочего времени бо́льшую стоимость, чем неквалифицированный. Но производительно трудится в любом случае сам рабочий, и то, что он производит средства к жизни в том числе и для работников медицины и образования, обусловлено тем, что последние обменивают свой труд на продукт труда рабочего, а не тем, что они являются участниками производительного труда.

Участие работников медицины и образования в определении цены рабочей силы означает лишь то, что какая-то часть расходов на содержание здравоохранения, образования и культуры включается в заработную плату рабочего, но стоимость своей рабочей силы по-прежнему рабочий создаёт сам. Цена рабочей силы включается в издержки производства капиталиста наряду с издержками на вещественные элементы производства. Если семья рабочего сама платит за услуги медицины и за образование, то эти расходы определяют величину стоимости рабочей силы, соответственно – её продажную цену, которую рабочий должен возместить капиталисту с избытком. Если весь класс капиталистов возлагает эти расходы на свой коллективный исполнительный орган – государство, то в результате капиталист платит за эти услуги не в форме зарплаты рабочего, а в форме налогов – из той прибавочной стоимости, которую создают наёмные рабочие. В обоих случаях врачи и учителя содержатся за счёт рабочего класса. Расходы на их содержание являются такими издержками, которые, хотя и являются необходимыми условиями производства, сами в него не входят.

Основные формы труда

  1. Формы трудовой деятельности, связанные с задействованием мышечной активности. Требуют значительных энергетических затрат работника, поскольку в основе лежат физические нагрузки, а выполнение каких-либо процессов в автоматическом режиме невозможно. К такой форме относится ручной труд.
  2. Механизированные формы трудовой деятельности. Характеризуются меньшей физической активностью и усложнением программы действий, что связано с применением механизированного оборудования.
  3. Частично автоматизированные формы труда. В производственном процессе ключевую роль играют автоматическое оборудование и станки, а человек нужен лишь для того, чтобы осуществлять обслуживание используемых машин. Характерные черты: монотонность, ускоренный темп трудовой деятельности, подавление творческих инициатив.
  4. Формы трудовой деятельности, требующие управления процессами на производстве. Включает все виды труда, в которых работник выступает в качестве необходимого оперативного звена, а его главная задача – управление производственным процессом и контроль над автоматизированным оборудованием.
  5. Интеллектуальные формы труда. Характеризуются необходимостью активации мыслительной деятельности мозга, памяти, внимания и др., а также минимальными физическими нагрузками. К такой форме относится управленческий, творческий и научный труд, а также трудовая деятельность работников медицины.
  6. Конвейерные формы труда. Характерная черта: разделение производственного процесса на отдельные операции, выполнять которые следует в определенной последовательности. Детали к каждому работнику подаются в автоматическом режиме посредством эксплуатации ленточного конвейера.

Признаки интеллектуального труда

Интеллектуальная деятельность — это тот труд, который предполагает определенную степень новизны результата. Среди основных признаков можно выделить следующие:

  • имеет идеальный характер: результат производится по средствам логического построения мысли, а также имеет новизну;
  • результат – продукт, который выражен в объективной форме в соответствии с характером произведения (искусства, литературы, науки, изобретения и прочее);
  • результаты интеллектуальной деятельности должны иметь идеальную природу (например, литературное произведение представляют определенную систему образов художественных, а вот результат такой деятельности не будет являться результатами интеллектуального труда).

Защитить законно можно не форму (книгу, картину), а содержание (главную мысль произведения).

Питайся правильно

Тебя удивит, но причина усталости может скрываться в неправильном питании. В нашем организме ежесекундно происходит куча реакций, в которых участвуют витамины, микроэлементы, мине­ралы, незаменимые жирные кислоты и аминокислоты. Мозгу особенно нужны витамины В, D, К и Е.

Если проблемы с памятью

Если тяжело запомнить новую информацию, значит в твоём организме не хватает витаминов E и B1. Витамина Е много в орехах, рыбе, яйцах, бобовых и некоторых фруктах (авокадо, курага). Витамин В1 попадает в организм из молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и морских продуктов, круп, фруктов, овощей, грибов.

Когда болит голова

Часто болит голова? Возможно, в твоём рационе мало продуктов с витамином Е. Об источниках этого витамина мы писали выше. Старайся есть в столовой блюда из этих продуктов или бери на перекус орехи.

Когда беспричинно устаёшь

Если ты чувствуешь себя вялым и сонливым, возможно, ты мало ешь продуктов с витамином D. Поэтому налегай на рыбу и морепродукты, яйца, мясо, жирное молоко и молочные продукты, грибы и морские водоросли.

Если всё вокруг раздражает

Раздражительность и несобранность могут быть сигналом того, что в организме мало калия. Поэтому ешь овощи зелёного цвета: все виды капусты, шпинат, зелёный горошек, спаржевую фасоль. Не забывай про фрукты (груши, виноград, яблоки) и сухофрукты.

Когда немеют руки и ноги

Это признак того, что тебе нужен витамин В12. Больше всего его в мясе и печени, икре рыбы, яйцах и молочных продуктах.

Если правильное питание не избавило тебя от проблем, обратись к своему терапевту, он посоветует аптечные витамины. Выбирать лекарства самостоятельно всё же не советуем.

Сравнительная характеристика физического и умственного труда


Помимо явных признаков, есть еще некоторые факторы, определяющие различия между физическим и умственным трудом. Сравнительная характеристика приведена в таблице:

Признак Умственный труд Физический труд
Факторы повышения производительности труда.
  • Четкая формулировка производственных целей и задач.
  • Определение индивидуальной ответственности работника за результат деятельности.
  • Определение индивидуальной ответственности за внедрение и реализацию результатов умственного труда.
  • Постоянное обучение сотрудников и обмен новыми знаниями внутри коллектива.
  • Пошаговое описание алгоритма рабочего процесса.
  • Ограничение лишних физических движений с целью минимизации временных потерь.
  • Сведение физических усилий к предельному минимуму.
  • Внедрение инновационных технологий, облегчающих физический труд.
Показатель, по которому производится оценка.

Качественные параметры результатов труда, а также их влияние на количественные показатели организации.

Количество продукции, произведенной в единицу времени или за определенный период.

Затраты на персонал.

Можно расценивать как вклад в основной капитал.

Издержки производства и обращения.

Особенности ИТ

В обществе интеллектуальный труд занимает особое место и характеризуется рядом специфических особенностей. Вот основные из них:

  • Значительная нервная нагрузка. Как правило, именно у представителей ИТ наиболее часто отмечаются заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы, что связано с высокой степенью ответственности. Интересно, что данный риск существенно снижается посредством регулярных физических нагрузок.

  • Необходимость длительного обучения. Как правило, речь идет о получении высшего или средне-специального образования. Также требуется постоянное повышение квалификации для соответствия изменяющимся требованиям времени.

  • Отсутствие вещественного результата. Даже если интеллектуальный труд имеет материальное выражение, оно появляется не сразу, а через определенное время.

  • Ограниченность подвижности. Как правило, умственная работа осуществляется в статичном положении, что со временем ведет к нарушению работы опорно-двигательного аппарата.

  • Значительная роль творчества. В ИТ ценится нестандартный подход к решению стандартных задач.

Интеллектуальный потенциал


Роль и место интеллектуальной собственности в развитии общества

Тема 1. Интеллектуальная собственность

Роль и место интеллектуальной собственности в развитии общества раскрыты в Государственной программе охраны и управления интеллектуальной собственностью РБ. В условиях дефицита сырьевых ресурсов в Республике Беларусь для успешного развития экономики страны нет другой альтернативы, кроме ориентации на использование научно-технических достижений.

Экономический приоритет Беларуси – развитие высокотехнологичных производств. Другой важнейший приоритет экономического развития страны – создание экспортно-ориентированной экономики.

Процветают и будут процветать страны и народы, делающие ставку на интеллект, так как в настоящее время затруднительно назвать область человеческой деятельности, где не создавались бы и не использовались бы результаты интеллектуальной деятельности человека. Независимо от того, понимаем мы это или нет, но человеческий интеллект и результат его деятельности — объект интеллектуальной собственности — составляют сегодня основу существования и развития современного общества и человеческой цивилизации в целом.

Современная экономика развитых стран основывается на инновационных решениях, а источником и механизмом её развития является интеллектуальная деятельность.

Интеллектуальная деятельность – это умственная деятельность человека в области науки, техники, литературы, искусства и художественного конструирования (дизайна).

Результаты интеллектуальной деятельности человека обретают объективную форму и определенную стоимость, происходит их капитализация. Результаты интеллектуальной деятельности в объективной форме можно продавать, передавать в аренду, извлекать из них прибыль другими способами и поступать с этими результатами любым иным способом, обычным для оборота других продуктов и товаров, не являющихся результатом интеллектуальной деятельности. Иначе говоря, результаты интеллектуальной деятельности можно вводить в хозяйственный оборот.

Термин «интеллект» с древнегреческого означает ум, а определяется, как способность мозга человека получать и хранить информацию, вырабатывать новые знания и принимать решения.

Роль интеллекта в разумном использовании ресурсов Земли возрастает многократно. «Информация и знания – термоядерное оружие в конкурентной борьбе нашего времени». Знания представляют большую ценность и обладают большим могуществом, чем природные ресурсы или гигантские предприятия.

Накопленный объём знаний, интеллектуальный уровень граждан и их способность вырабатывать интеллектуальные продукты составляет интеллектуальный потенциал государства.

Все знания, накопленные человечеством, мы будем называть интеллектуальным потенциаломчеловечества. Объем зафиксированных знаний можно оценить по сумме всех хранящихся в библиотеках, хранилищах и архивах книг, газет, журналов, патентов и других видов печатной продукции и прочей информации, представленной в электронном формате, на бумажных и других видах носителей. Однако затруднительно оценить объем знаний, хранящихся в головах ныне живущих людей, который мы также должны присовокупить к интеллектуальному потенциалу человечества. Впрочем, с такой же определенностью можно говорить об интеллектуальном потенциале группы людей или одного человека. «Все знания» – это очень много, но не все, что знает человек, может принести ему пользу, так как абсолютное большинство человеческих знаний хранятся в памяти людей бесполезным грузом.

Условимся называть интеллектуальным капиталом ту часть знаний, которая выражена в объективной форме и приносит или может приносить ее владельцу доход. Знания в голове ученого или изобретателя не имеют стоимости, а выражение «его голова стоит столько-то миллионов» следует понимать лишь как метафору. Только изложенные на бумаге или иным образом, ставшие всеобщим достоянием знания ученого, изобретателя, писателя имеют цену, могут продаваться, покупаться или использоваться другим способом с выгодой для автора данного результата его интеллектуальной деятельности.

Физический труд

Физический труд кое-кто превращает для детей в какое-то пугало. Я уже не говорю о том, что такие рассуждения являются оскорбительными для тружеников социалистического общества.  

Физический труд уступает место умственному.  

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека ( сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном — до 50 % рабочего времени — отдыхе.  

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы ( сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном — до 50 % рабочего времени — отдыхе.  

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека ( сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.  

Физический труд — это то, что служит добродетели.  

Физический труд в его чистом виде, вызывающий лишь увеличение энергетических затрат, сегодня имеет место сравнительно редко. Как правило, любой труд сопровождается возрастанием нервного напряжения на фоне уменьшающихся затрат мышечных усилий.  

Тяжелый неквалифицированный физический труд всегда меньше престижен, чем квалифицированный.  


Физическим трудом ( работой) называют вид производственной деятельности, связанной с существенными энергетическими затратами, обеспечивающими усилия опорно-двигательного аппарата и систем, необходимых для его функционирования

При этом такие высшие психические функции, как внимание, память и в целом интеллектуальная и эмоциональная сферы, не испытывают значительного напряжения. Физическая работа может быть динамической и статической.  

Лица физического труда к профессиональному труду не пригодны, разрешается работа на дому без физического напряжения.  

Работники умственного и легкого физического труда при стойкой гипотонии нуждаются в целом ряде ограничений в работе с учетом перечисленных выше противопоказанных условий труда; эти ограничения должны осуществляться по линии вкк.  

При физическом труде снижается интенсивность мышечной деятельности, происходит утомление мышц. Длительная деятельность в состоянии утомления требует более длительного времени на восстановление. При постоянной работе в режиме утомления может произойти нарушение пластических ( обратимых) процессов в клетках мышечных волокон и вызвать в них дистрофические изменения. Неполноценные мышечные волокна при напряжении могут разрываться, вызывая очаги воспалительных процессов.  

При физическом труде вырастают энергетические затраты для производства единицы аботы.  

При усиленном физическом труде изменяется и работа почек, которые должны удалить из организма больше продуктов обмена веществ, и работа других органов.  

Основные формы деятельности человека.  

Основные виды ИТ

Люди интеллектуального труда работают в неодинаковых условиях. Исходя из этого можно выделить такие основные виды ИТ:

  • Выполняемый по заранее оговоренному плану или стандартной схеме с преимущественным напряжением мыслительных механизмов. В качестве примера можно привести работу бухгалтера, экономиста или инженера.

  • С неравномерной нагрузкой и необходимостью принятия нестандартных решений. Как правило, таким видом ИТ заняты руководители предприятий или их структурных подразделений.

  • С ненормированным и нерегламентированным графиком труда, а также с периодическим эмоциональным напряжением. Речь идет о труде людей искусства, а также научных работников, задействованных в создании новых разработок.

  • С повышенным уровнем ответственности и частым эмоциональным напряжением, что связано с необходимостью постоянного контроля за изменяющейся ситуацией. К данному виду можно отнести труд диспетчеров, операторов и так далее.

  • С потребностью в повышенной концентрации внимания. В качестве примера можно привести работу контролеров (например, на конвейерном производстве).

  • С необходимостью быстрого реагирования при дефиците информации. Речь, как правило, идет о медицинских работниках или диспетчерах.

  • С необходимостью тесных межличностных контактов и с высоким риском возникновения конфликтных ситуаций. Например, педагоги или офисный персонал.

  • Подразумевающий освоение новых знаний. Это люди, проходящие обучение.

Вредность ИТ

Что такое интеллектуальный труд? Многие люди ошибочно считают данный вид деятельности спокойным и благоприятным. Тем не менее ИТ достаточно часто относят к категории вредных. Причины вреда для здоровья описаны в таблице.

Группы причин Причины
Ошибки в организации трудового процесса.
  • Вынужденное неправильное положение тела (деформация стоп, изменение осанки, заболевания опорно-двигательного аппарата).
  • Напряжение отдельных частей тела и органов, приводящих к профессиональным заболеваниям.
  • Нерациональный режим труда (приводит к нервному и физическому перенапряжению с негативными последствиями для здоровья).
Неблагоприятная окружающая среда (условия на рабочем месте).
  • Неправильный температурный режим.
  • Повышенная или пониженная влажность воздуха.
  • Повышенное или пониженное атмосферное давление.
  • Повышенный уровень шумов и вибрация.
  • Бактериальное загрязнение среды.

С этим читают