Исакогорка (деревня)





История станции[ | код]

Начальное название Исакова гора известно с XV века. Оно упоминалось в монастырских летописях XVI века. Местность, на которой впоследствии расположится станция, принадлежала Антониево-Сийскому монастырю с 1536-го года. На территории Исаковой горы было два озера, водами которых пользовались монахи. Они построили мельницу, позднее переоборудованную в лесопилку. Всем хозяйством в течение 40 лет заведовал монах Исаак.

Согласно сотной с писцовых книг В. Звенигородского 1586-1587 на вотчину Антониево-Сийского монастыря от 30 октября 1593 года: деревня Исакова гора, что была Пустошь за Малою Двинкою, против Лисоострова: в. Матюшка Павлов, да Иванко Власов, да Левка батрак. Пашни худые полтрети обжи, да лесом поросло треть обжи. А земля тое деревни в верхней конец по Ковадееву ручью, а в нижней конец по Чернухину Смету. А рыбу ловят в Двинке по своему берегу.

Исакогорская волость в 1745 году считалась промысловой, насчитывала 57 дворов, из них 46 дворов с землёй, 44 двора с пашней (только ячмень). В них жило 335 человек (78 семей), из них 168 мужчин, 167 женщин, 306 крестьян, 28 половников, 1 отставной солдат.

Однако цивилизация и бурное переустройство пришло на Исакову гору только с появлением проекта о строительстве железной дороги Вологда-Архангельск. Она должна была проходить до левого берега Северной Двины у Архангельска. Здесь сооружалась паромная переправа. Строительство дороги было поручено Акционерному обществу Московско-Ярославской железной дороги, председателем которого был известный промышленник Савва Иванович Мамонтов.

Рождением станции можно считать 17 ноября 1897 года, дату открытия станции.

Исакогорка входит в единый архитектурный комплекс железной дороги, запроектированный известными московскими архитекторами Л. Н. Кекушевым совместно с И. А. Ивановым-Шитцем. Трасса железной дороги Вологда-Архангельск строилась как единое архитектурное целое. Главная идея ансамбля — создать неповторимый облик железной дороги, разворачивающийся на протяжении сотен километров. Основная застройка осуществлялась в «швейцарском стиле». Очевидно, что на выбор повлияли региональные особенности, непростые природные условия, и, конечно, погоня за оригинальностью, недаром комплекс создавался на рубеже стилей, в период зарождения нового стиля «модерн».

Исакогорка проектировалась как конечная станция 3-го класса, наряду со станциями Няндома, Емца, Вожега. Как конечная станция она делит своё значение со станциями Архангельск-город и Архангельск-пристань. Пассажирское здание являлось ведущей составной частью комплекса, образуемого всеми постройками, расположенными на территории станции. Всего на станции Исакогорка было построено 20 жилых зданий 10 типов. Завершило формирование архитектурного комплекса железной дороги строительство во имя преподобного Сергия Радонежского деревянного храма, закладка которого совершена 30 мая 1902 года.

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981
  2. Рядная и дельная грамота Якова Александрова сына и его племянников с  Настасьей Степановой дочерью и её детьми о разделе без суда Заволоцкой земли /Архангельский Север в документах истории. Архангельск, 2004. Стр 55-57.
  3. Копанев А.И. Крестьянство Русского Севера в XVI в. Л.1978. Стр.77.
  4. Копанев А.И. Крестьянство Русского Севера в XVI в. Л.1978. Стр.86.
  5. Сотные грамоты Антониево-Сийскому монастырю 1578 и 1593 гг. // Материалы по истории Европейского Севера СССР. Северный археографический сборник. — Вып. II. — С. 223, 226.
  6. Дорошенко А. П., Лохтева Г. Н. Подворная опись крестьянских хозяйств Антониево-Сийского монастыря 1745 года как исторический источник // Историография и источниковедение истории северного крестьянства СССР. Северный археографический сборник. — Вологда, 1978. — Вып. 6. — С. 50-79.

Дальнее следование по станции

По состоянию на декабрь 2018 года по станции курсируют следующие поезда дальнего следования:

Круглогодичное обращение поездов
№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
9 Архангельск — Санкт-Петербург 10 Санкт-Петербург — Архангельск
15 Архангельск — Москва 16 Москва — Архангельск
79 Архангельск — Адлер 80 Адлер — Архангельск
115 «Поморье» Северодвинск — Москва 116 «Поморье» Москва — Северодвинск
117 «Поморье» Архангельск — Москва 118 «Поморье» Москва — Архангельск
133 Архангельск — Минск 134 Минск — Архангельск
371 Архангельск — Котлас 372 Котлас — Архангельск
Сезонное обращение поездов
№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
187 Архангельск — Новороссийск 188 Новороссийск — Архангельск
221 Архангельск — Анапа 222 Анапа — Архангельск
233 Архангельск — Москва 234 Москва — Архангельск
261 Архангельск — Адлер 262 Адлер — Архангельск
273 Архангельск — Коноша 274 Коноша — Архангельск

Ссылки

Обозерская — Архангельск
 На Емцу 
998,8 км Станция Обозерская
 На Онегу, Малошуйку 
1008,0 км 1008 км
р. Кяма
1019,0 км Пермилово
1028,0 км 1028 км
р. Кеньга
1038,0 км Малька
р. Левашка
1044,5 км Холмогорская
1054,0 км Лиственничный
1059,0 км 1059 км
1067,3 км Ломовое
1076,0 км 1076 км
1085,0 км Тундра
1096,0 км 1097 км
р. Брусовица
1100,2 км Брусеница
1106,0 км 1106 км
1107,0 км Илес
М8
1113,0 км 1113 км
р. Илас
Архангельская область
Архангельск
1117,7 км Исакогорка
 На Северодвинск 
1121,8 км Бакарица
1124,0 км Лесозавод
1125,5 км 1127 км
Улица Дрейера
Сурповская улица
Улица Дрейера
р. Северная Двина
Набережная Северной Двины
Ленинградский проспект
1129,0 км Смольный Буян
Московский проспект
 На Сию 
1132,3 км Архангельск-Город
1143 км Соломбалка
Исакогорка — Северодвинск
 На Обозерскую 
0 км Исакогорка
 На Архангельск 
М8
Архангельск
Архангельская область
5,0 км 5 км
7,0 км 7 км
9,0 км Васьково
16,0 км 16 км
20,8 км Лайская
р. Лая
26,0 км 26 км
28,0 км 28 км
34,0 км 34 км
36,0 км 36 км
39,0 км Рикасиха
р. Ко́рода
Кородское шоссе
Окружная улица
 На Нёноксу 
48,5 км Северодвинск
Предыдущая станция Фирменные поезда Следующая станция
Тундра в сторону Москвы Поморье Архангельск-Город конечная
Северодвинск конечная

С этим читают