Город первого русского водопровода: семь фактов из истории кронштадта

Чугунная мостовая

В Кронштадте можно увидеть необычную чугунную мостовую. Изначально улицы города были вымощены булыжными мостовыми, но болотистые почвы не совсем подходили для такого мощения. Во время поездки в США управляющий Пароходного завода заинтересовался мостовыми, выложенными чугунными «шашками». Сначала подобным образом замостили заводской двор, а после – несколько участков на улицах Кронштадта с интенсивным движением. Эксперимент удался: чугунная мостовая прослужила 80 лет, но в 1941 году большая ее часть была разобрана и пущена на изготовление корпусов для мин.

В США практически все чугунные мостовые также были демонтированы во время Второй мировой войны. Поэтому сегодня уцелевшую чугунную мостовую в Кронштадте можно считать едва ли не единственной в мире, сохранившейся до наших дней. Подлинные чугунные элементы мостовой, которым свыше 150 лет, сохранились только на участке у Пенькова моста.


Также они демонстрируются в Музее истории. Увидеть этот уникальный образец дорожного покрытия можно и на Якорной площади. Во время реконструкции 1974 – 1975 годов здесь были установлены чугунные «шашки» современного производства.

Адрес: Якорная площадь, Якорная площадь, Санкт-Петербург, Россия.

Пароходный завод: модернизация

В течение нескольких лет завод еще совершенствовался. Были открыты доки, Константиновский и Александровский, а также Петровское адмиралтейство возле Петровских доков и Новое адмиралтейство возле Пароходного завода. В конце XIX века именно на Пароходном заводе Кронштадта был сделан ряд технических открытий: для изготовления ядер и бомб начали использовать сплав из чугуна и литой стали, был изготовлен ряд технических систем и вспомогательных механизмов для судов, отвечавших новому слову в судостроении, Зотовым и Афанасьевым изобретены эжекторы или шумоукротители, которые стали устанавливать на пароходах, выпустили паровые механизмы в 5 индикаторных сил с паровым котлом, котел цилиндрический трубчатый, двойной и ординарный фильтры питательной воды, командный самовар красномедный на 8 ведер.

Что касается рабочей силы, обеспечивающей функционирование на заводе, то к концу века это уже были только кадровые рабочие, в то время как ранее использовался труд моряков, солдат, наемных крестьян и т.д.

Как добраться

Несмотря на то, что город находится на воде к нему проложена дорога — А-118, поэтому вариант, как добраться до города будет не один.

Автобусы и маршрутки

У станции «Старая деревня» — автобус № 101. Идет до «Гражданской улицы» в Кронштадте. Автобусы начинают курсировать с 6 утра до полпервого ночи. Примерное время ожидания автобуса — 15 минут.

У «Черной речки» ходит маршрутка К405, ее конечная остановка — «Ленинградская пристань», но если вы хотите посмотреть Кронштадский Морской собор, то выходите на «Площади Рошаля». Маршрутки ходят с 6 утра и до полуночи. В будние дни интервал движения — 15–20 минут, в выходные — около получаса.

От станции метро «Проспект просвещения» можно сесть на маршрутку № 407, она курсирует до «Гражданская улицы», ежедневно с 6 утра до 11 вечера. Примерное время ожидания в будни — 15 минут, в выходные — 30.

Такси

Цены стартуют от 1500 рублей, может быть и больше, потому что на трассе до Кронштадта есть платные участки дорог. Хороший вариант для большой компании или семьи с детьми.

Катер в аренду

Довольно дорогой способ добраться до Кронштадта, но зато вы сможете посмотреть все форты самостоятельно и быстро. В зависимости от ваших целей и компании можно взять маленький катер, скоростную моторную лодку, большие катера для группы до 12 человек или теплоходы, они вмещают до 25 человек. Помните, что прокат катеров работает только в летние месяцы.

На экскурсионном автобусе

Цены на экскурсии в Кронштадт начинаются от 1200 рублей. Как правило, в стоимость уже включена дорога до города, гид, обзорная экскурсия и посещение двух-трех главных достопримечательностей. Вы можете выбрать любой удобный день и время на сайтах туристических компаний.

Поиск попутчиковна BlaBlaCar Трансферыв Кронштадт

История Кронштадта

Кронштадт заложен осенью 1703 года. Памятник архитектуры XVIII-XIX в.в., был главной базой Балтийского флота.

Кронштадтская крепость представляет собой четырехугольник. Он был окружен башнями и крутым откосом.

Запад был закрыт эскарпом, со временем замещённой стенами оборонительных казарм. Вокруг прокопан канал, называемый Кронверкским. Север и юг от канала закрывала вспомогательная постройка с воротами, преграждавшая доступ в ров воды и регулировавшая ее уровень на нужной высоте.

С северной стороны сооружения для обороны построены в 1871 году – 4 казармы, снабженные полубашнями. На востоке располагалась 5-я казарма для обороны, называемая Восточной.

Вход со стороны моря защищала батарея «Князь Меньшиков» и оградительные сооружения на которых располагались пушки.

Западнее кронверка находились люнеты – полевые укрепления.

Первый форт на острове Котлин был построен в 1703 году. Он защищал проход к северной столице. Его строили полки полковников Толбухина и Островского в зимнее время, и возвели за полгода. Руководил работами инженер Кормчин. Прошел месяц, и шведы пытались захватить остров. Они начали обстреливать форт, но успеха не добились. Через один год эскадра шведов вновь пыталась взять форт, но они ушли с огромными потерями. Вице-адмирал К. Крюйс сказал, что неплохо сделать еще крепость. В 1705 г. на острове было 5 батарей. Крепость продолжала строиться. Замыслы Петра I требовали, как средств, так и людей, которых сюда перемещали из губерний в принудительном порядке. Некоторые совершали попытки побега.

Кронштадтскую крепость начали сооружать спустя 20 лет после строительства фортов. Петр I лично утвердил план развития в 1721 году, и он же заложил крепость, которую назвали Кронштадт. Система Кегорна послужила базой для строительства крепостной ограды. Грунт привозили с материка, где его добывали вручную. По насыпи построили стену, казармы и башни, расставили 358 пушек.

Для того, чтобы облегчить перевоз товаров и грузов, были прокопаны каналы. В 1751 г. закончилось строительство доков. Длинна их составляла более двух километров. Позже здесь установлена крупная паровая машина, которая откачивала воду. Жилые строения строились на специально отведенных участках.

Чугунно-литейный завод построили в 1789 г.

В 1771 году в городе разместили Первый кадетский морской корпус. Выпускниками были И.Крузенштерн и Ю.Лисянский. Они совершили кругосветную экспедицию. Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев собрали экспедицию и вышли на кораблях в поисках южного материка. Через 2 года они вернулись в город с известием об открытом ими материке – Антарктиды.

В Великую Отечественную войну город закрывал Ленинград от фашистских захватчиков. Частые бомбардировки и обстрелы сильно разрушили Кронштадт, но работы по ремонту кораблей не останавливались.


В начале своей истории город был построен из дерева. Заменить деревянные ограждения каменными планировали в 1734 году. Работы были начаты, но через 3 года Русско-турецкая война помешала реализовать план. В октябре 1757 года пронесся ураган, причинивший большие повреждения укреплениям. Восстановить город хотели используя камень, но составив смету убедились в том, что применение дерева снизит стоимость в 20 раз. Только через 25 лет Кронштадту суждено было стать «каменным».

В 1784 году по указу царицы Екатерины II специальная комиссия обсудила план работы адмиралтейства в городе Кронштадт. Разработанный адмиралом Грейгом проект обуславливал застройку служебных зданий и жилых помещений. Каменное строительство, в котором использовали и силы заключенных, началось. Но, Кронштадтская крепость и Кронштадт уничтожила стихия в 1824 году. Наводнение принесло огромный урон: остров был покрыт водой.

В короткие сроки граф Сухтелен предложил проект восстановления укреплений. Работы начали и окончили летом 1826 года. Ими руководил инженер Львов. Новая крепость почти не отличалась от старой. В наши дни в городе ведется благоустройство. Неплохое состояние у Северного вала, идущего вдоль улицы Восстания и улицы Зосимова.

Кронштадтская крепость: первый форт

Первый форт Кронштадтской крепости — Кроншлот — был заложен по указу Петра I еще в 1704 году. Его архитектором был Доменико Трезини. Изначальная специализация архитектора звучала как «мастер от фортификации», то есть мастер по строительству крепостей и иных оборонных укреплений.

Трезини спроектировал форт таким образом, что его гарнизон мог обороняться, не выходя за пределы оборонного укрепления, несколько недель. Форму его архитектор спроектировал в виде башни древнерусской крепости. Башня была возведена на отмели в Финском заливе, глубина которой составляла 2-4 м. Эта отмель была частью Невской губы и называлась «Невский бар». Она сформировалась как раз между двумя судоходными фарватерами из пяти сооруженных по указу Петра I. Это давало возможность контролировать сразу два основных подхода к невскому устью со стороны Балтийского моря.

План экскурсии из Петербурга в Кронштадт

Место отправления: в 11:00 и 13:30 ежедневно от киоска «Турсервис» на ул. Думская, д.2 (центр города, ст.м. «Невский проспект», выход на Михайловскую улицу). Продолжительность экскурсии: 5,5 — 6 часов. В стоимость экскурсии входит: экскурсия по трассе (часть пути по дамбе через Финский залив), прогулка по городу-крепости Кронштадт, морская прогулка по фортам Кронштадта на пароме «Рипербан», посещение Никольского Морского собора

Экскурсию по маршруту следования проводит наш экскурсовод. Важно знать: При заказе льготных билетов, льготу необходимо подтвердить соответствующим документом при посадке в автобус и входе в музеи (паспорт, Свидетельство о рождении, Пенсионное удостоверение или пенсионная справка).

На экскурсию в Кронштадт необходимо при себе иметь средства индивидуальной защиты — маски и перчатки!

Во время экскурсии по городу вы увидите: всю историческую часть Кронштадта (сухой док Петра, Кронштадский футшток, Якорную площадь, Гостиный двор, Памятник морякам, памятник адмиралу Федору Ушакову, памятник художнику Айвазовскому, Никольский Морской собор). Во время экскурсии Вы посетите Никольский Морской собор – главную святыню города. Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца был построен в 1913 году. Архитектором был В.А. Косяков и замышлялся как памятник морякам, погибшим на Российском флоте. Но судьба собора стала трагичной. В 30-е годы XX века в здании был открыт кинотеатр им М. Горького, часть помещений использовалась под склады. До 1980 года здесь работал Матросский клуб. Затем пришло время музея «Кронштадская крепость». В 2013 году завершились большие реставрационные работы и через 100 лет, в мае 2013 года прошло Большое освещение Морского собора. Его красота не оставит вас равнодушными!

Далее Вы совершите морскую прогулку на пароме «Рипербан».

Водная часть маршрута продолжительностью около 45 минут: форт Константин – фотр Милютин – форт Александр I – форт Петр I – форт Кроншлот – Зимняя пристань Петровского парка (высадка). Форты Кронштадта – это жемчужинки Санкт-Петербурга в Финском заливе. Уникальные фортификационные сооружения включены в список Культурного наследия ЮНЕСКО.

Экскурсии на пароме проводятся гидом. Вы узнаете о истории петербургских наводнений, познакомитесь с уникальной системой фортификационных укреплений Кронштадской крепости, услышите о предназначении сооружений, их роли в защите морских границ Российского государства.

Присоединяйтесь!

Порывы свежего морского ветра, крики чаек, покачивание парома на волнах, форты Кронштадта – оставят в памяти незабываемые воспоминания от посещения морской столицы России!

У вас будет возможность сделать фантастические фото!

Паром оборудован жесткими сиденьями, столиками. Имеется открытая палуба.

Памятка путешественнику:

  • При посадке в автобус нужно иметь при себе билет, документы, подтверждающие льготу, если вы относитесь к льготной категории граждан (пенсионер, инвалид, и т.д.).
  • Рекомендуем вам надеть удобную обувь и одежду по погоде. Вы можете взять с собой воду и еду, чтобы иметь возможность перекусить на остановках или по приезде на место.

Важно знать: Бронируйте и оплачивайте билеты на экскурсию в Кронштадт из Спб на нашем сайте и получите скидку!

Билеты можно предъявить в электронном или распечатанном виде.

Столица русских кругосветок

Кронштадт, ставший главной базой Балтийского флота и располагавшийся ближе всего к столице России, в XIX-XX веках стал местом комплектования и отправки множества дальних морских экспедиций. Среди них было и большинство кругосветок. В общей сложности с кронштадтского рейда ушла в кругосветное плавание 41 русская морская экспедиция! Из Кронштадта отправилась к берегам Аляски первая русская кругосветная экспедиция под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского, отсюда уходили в поход шлюпы «Восток» и «Мирный», открывшие Антарктиду. Кроме того, экипажами кораблей и судов, приписанных к Кронштадтскому порту, было совершено 56 крупных географических открытий.

Шлюпы «Восток» и «Мирный» покидают кронштадтский рейд. Кадр из советского диафильма «Открытие Антарктиды», 1972 год

Покупки

Итальянский пруд

Что можно привести из Кронштадта? Конечно, все то, что так или иначе связанно с морем и флотом. Первый по популярности кронштадтский сувенир — фуражка. Здесь их огромное множество, от настоящих фуражек ВМФ до сувенирных головных уборов с названием города.

Еще один популярный сувенир — вымпел. Это продолговатый узкий флаг, как правило, раздвоенный на конце (немного напоминает флаг Непала). Его поднимали на военных кораблях для обозначения государства, которому принадлежит судно. В Кронштадте вы можете купить как настоящий военный вымпел, так и множество его шуточных вариантов.

Рында — приличных размеров колокол, который использовался на судах для обозначения времени и различных извещений команды. В местных магазинах много вариаций морских колоколов. Его можно поставить на полку или повесить в качестве звонка, но возможно, это не понравится вашим соседям, да и семьям с маленькими детьми его лучше не дарить.

Пожалуй, самый распространенный сувенир всех портовых городов — корабль в бутылке. Их покупают не так часто, как хотелось бы владельцам сувенирных магазинов, но не потому, что это некрасиво или пошло, скорее наоборот, но вести такой сувенир очень сложно. Если вы все-таки решились порадовать своих друзей отличной деталью интерьера, то попросите продавца хорошенько запаковать подарок, а после этого еще и сами потрудитесь ничего не разбить.

Так как сейчас Кронштадт — город туристический, то и сувенирных лавок здесь очень много. Не спешите покупать в первой, которая попадется на глаза. Отойдите немного от исторического центра, тогда вы сможете приобрести те же самые сувениры, но только намного дешевле.

Кронштадская верфь: рождение

Первые суда стали производить на острове Котлин в 1705 году, о чем свидетельствует упоминание в летописи. Судостроение на Котлине зародилось при Кроншлоте в тот момент, когда было спущен на воду прам — плавучая платформа для подъема затонувших судов, которая еще использовалась как артиллерийская батарея. По сути, прам — плоскодонное судно. Авторство переделки его из частей старого одномачтового судна — будара — принадлежит адмиралу Корнелию Крюйсу.

Далее на Котлине производили ремонт военных кораблей и достройку крупных военных парусников — шняв, линкоров и фрегатов, сошедших со стапелей Адмиралтейства. А в 1716 году начали строить лодки для хождения по шхерам и шлюпки для них, а с 1717 года — и боты. В том же году руководство кроншлотским судостроением возглавил корабельный мастер Броун. В 1718 году он особые усилия направил на создание шлюпочного берегового запаса, возведя шлюпочные амбары на острове. В 1722 году на острове функционировали уже две верфи по ремонту и строительству крупных военных парусных судов. А в 1724 году были построены эллинги и морской канал, началось строительство доков. Совершенствовалось производство судоподъемных судов. После смерти Петра I в 1730-х годах работы здесь велись под руководством Любераса.

Кронштадтский пуп Земли

По Кронштадту с 1707 года отмеряется нулевой уровень высот Балтийского моря. И не только. Здешняя нулевая отметка является своего рода точкой отсчета абсолютных высот на всей территории России и бывшего СССР. Конкретным местом, за которым закреплен статус геодезического опорного пункта, является Кронштадтский футшток — измерительный прибор (уровнемер), расположенный на устое Синего моста, ведущего через Обводный канал. Это один из старейших подобных приборов в мире, по которому измеряются не только все высоты в России, но и все глубины Балтийского моря. Хотя показания изменения уровня воды относительно нуля Кронштадтского футштока снимаются автоматически, до сих пор сохранилась и традиция снятия показаний вручную: метеорологи записывают их четыре раза в день. А горожане любят рассказывать историю о том, как первый космонавт Земли Юрий Гагарин, увидев в Кронштадте футшток и самопишущий мареограф, весело воскликнул: «Теперь я знаю, где находится Пуп Земли!»

Синий мост, на устое которого расположен Кронштадтский футшток, и здание мареографа (прибора, контролирующего изменения уровня моря) за ним

Император в полный рост

В Кронштадте в 1841 году был установлен памятник его основателю — императору Всероссийскому Петру I. Местом для него выбрали Арсенальный плац, где проходили строевые занятия кронштадтских экипажей, а открытие 27 июня 1841 года приурочили к празднованию 132-й годовщины Полтавского сражения. Примечательно, что этот памятник стал первым в России скульптурным изображением Петра Великого в полный рост: до тех пор он всегда изображался либо сидящим на коне, либо в виде бюста. Виной тому была нескладная, сутулая и худощавая фигура императора: она не соответствовала образу преобразователя России. Поэтому с согласия императора Николая I, который в 1839 году приобрел модель памятника у французского скульптора Теодора Жака, отливавший памятник русский скульптор Петр Клодт сделал Петра Великого более внушительным, распрямил ему спину и укрепил ноги.

Памятник Петру I в Петровском парке, Кронштадт. Открытка начала ХХ века Файл: кронштадт-памятник

Сколько стоит проезд и какой маршрут самый лучший?

  • Оптимальный: (79 рублей, 40-45 минут)
  • Бюджетный: (50 рублей, 1 час)

Как вариант, можно отправиться в Кронштадт из Петербурга на автомобиле экскурсовода. Это позволит сэкономить много времени, узнать интересные детали о городе и увидеть то, что самостоятельные туристы вряд ли найдут. Ну и в отличие от автобусных туров, экскурсия будет только для Вас. Это удобно!

Автомобильная экскурсия в Кронштадт

Оптимальный маршрут от метро «Чёрная речка»

Проще всего добраться до Кронштадта на маршрутке №405 от метро Чёрная речка. Маршрутка здесь «набирается» и с комфортом (сидя) можно доехать только от этой остановки. Сама станция в 15 метро-минутах от Невского проспекта.

Большую часть пути маршрутка идёт без остановок. Можно спокойно заснуть в Петербурге и проснуться уже в Кронштадте (что все местные и делают). Рекомендую не спать хотя бы на дамбе — такие пейзажи мало где увидишь 🙂

Важный момент! Навигатор предлагает ловить маршрутку у метро «Беговая». Да, будет минут на 5-7 быстрее чем от «Чёрной речки». Но, весьма вероятно, мест не будет и придётся ехать стоя.

  • Время в пути 30-45 минут
  • Время отправления по набору или каждые 20 минут
  • Транспорт: микроавтобус Volkswagen Crafter (22 места)
  • Комфорт средний
  • Лучшие места рядом с водителем (2 мягких кресла)
  • Стоимость проезда 79 рублей (цены 2020 год)

Где найти маршрутку у метро?

На ускоренном видео дорога от метро «Чёрная речка» до конечной остановки в Кронштадте «Летняя пристань».

На какой остановке выйти и что посмотреть в Кронштадте?

Маршрутка хороша ещё и тем, что в отличие от автобуса, проезжает весь город и останавливается в самой восточной точке Кронштадта — остановка «Летняя пристань». Отсюда открывается прекрасный вид на Финский залив — горизонт украшает Васильевский остров, Петергоф и, конечно, небоскрёб «Лахта-центр».

От этой остановки удобно пройтись пешком через историческую часть города. Займёт это около 2,5 часов (в спокойном темпе).

Маршрут следующий:

  • Летняя пристань (конечная остановка),
  • Петербургские ворота,
  • Башня городского водопровода,
  • Машинная школа,
  • Пеньковый мост,
  • Летний сад,
  • Доковый бассейн,
  • Морской собор,
  • После собора можно сделать перерыв в ближайших от собора кафе,
  • Якорная площадь,
  • Вантовый мост Макарова,
  • Арсенал,
  • Петровский парк,
  • Доковый канал и разводной мост,
  • Итальянский дворец,
  • Мареограф,
  • Обводный канал,
  • Морская библиотека,
  • Гостиный двор (остановка с отправлением в Петербург).

На схеме движение маршрутки №405 в Кронштадте и достопримечательности города, на которые стоит обратить внимание

Как добраться до Городского пляжа в Кронштадте

Несмотря на свою удаленность от Санкт-Петербурга, Кронштадтский пляж легкодоступен не только для местных жителей, но и для гостей города. Из Санкт-Петербурга к пляжу ведет кольцевая автодорога А-118 (КАД), что дает возможность с комфортом добраться к нему как автолюбителям, так путешествующим на общественном транспорте.

Обратите внимание:На трассе до Кронштадта есть платные участки дорог.

Пляж расположен вблизи остановки общественного транспорта «Ленинградская пристань». Это конечная станция, куда из центра регулярно прибывают местные автобусы № 2Кр и № 3Кр. Имеется также автобус № 1Кр, он доезжает до остановки «Ленинградские ворота» (в 500 метрах от пляжа), а дальше уже придется пройтись пешком по Тулонской аллее до самого пляжа (не дольше 10 минут).

Карта-схема пешего маршрута от остановки «Ленинградские ворота» до пляжа

От Санкт-Петербурга до Кронштадта проходит несколько автобусных маршрутов:

  • № 405 — самый оптимальный выбор для поездки, маршрут следует от станции метро «Черная речка» в Санкт-Петербурге до остановки «Ленинградская пристань» в 30 метрах от пляжа. Транспорт курсирует каждые 15–20 минут. Время поездки между конечными пунктами — в среднем 1 час 20 минут.
  • № 101 — автобус от метро «Старая деревня» до ост. «Гражданская улица» в центре Кронштадта. Отсюда до пляжа придется пройтись пешком (~35 минут ходу), либо пересесть на местный автобус — № 3Кр.
  • № 407 — маршрутка от ст. метро «Проспект Просвещения» до ост. «Гражданская улица». Дальше пешком либо на автобусе № 3Кр.

Расписание общественного транспорта Санкт-Петербурга

До пляжа также можно доехать на такси. Из популярных сервисов в Санкт-Петербурге доступны: Яндекс. Такси, Uber, Gett, RuTaxi, «Максим». Каждый имеет собственное мобильное приложение, позволяющее узнать маршрут, цену поездки, выбрать подходящее авто, сообщить о необходимости детского кресла. Среднее время в пути — 45 минут.

Карта-схема автомобильного маршрута от Санкт-Петербурга до городского пляжа в Кронштадте

Где находятся корабли?

Кронштадт — город морской славы России. С ним связана история рождения и развития Балтийского флота. Именно с его стапелей сходили и продолжают спускаться на воду самые передовые военные суда в разные исторические периоды Государства Российского, осуществляется полный ремонт судов, основанный на передовых европейских технологиях.

Корабли же можно увидеть на территории двух Кронштадтских портов: Большого порта «Санкт-Петербург» и Коммерческого порта.

Большой порт открыт для захода судов весь год. Кроме кораблей, привозящих крупные грузы — автомобили, контейнеры, оборудование, станки, трубы, лес, уголь, зерно и др., порт принимает и отправляет и круизные лайнеры. Для их швартовки был построен Морской вокзал.

Кроншлот как памятник фортификационного строительства

Кроншлот как архитектурное сооружение представлял собой трехъярусный сруб из бревен смолистых деревьев, что давало возможность ему гнить значительно медленнее. Нижний ярус имел в плане форму четырехгранника и был установлен на самое дно отмели. Интересна технология его установки: поскольку заложение форта происходило в зимнее время и Финский залив был покрыт льдом, то основание укрепления возводили прямо на толстом балтийском льду. Между двух стен — внутренней и наружной — сруба насыпали щепки, песок и другой подсобный материал, утяжеляющий конструкцию. Затем лед вокруг сруба подрубили, и под тяжестью собственного веса сооружение опустилось на дно.

Второй и третий ярусы имели в плане форму восьмигранника, причем второй ярус был двухэтажный. Сверху форт был накрыт шатровой кровлей и увенчан дозорной башенкой-бельведером с водруженным на ней Андреевским флагом.

По периметру ярусов шли балюстрады, ограничивающие площадки, откуда защитники гарнизона могли вести открытый огонь против кораблей противника. Ярусы соединялись наружными лестницами.

Внутрення планировка Кроншлота была вполне продуманной: пространство было разделено на отсеки, соответственно граням сооружения, а в центре имелось круглое помещение, вокруг которого группировались остальные. Здесь находились: столовая, кают-компания, аптека, казармы, склады и арсенал. Стрельба могла осуществляться из бойниц — узких щелевидных окон.

Позже Кроншлот был перестроен в камне.

Морской Никольский собор на Якорной площади

Панорама Якорной площади с видом на собор:

Был заложен в 1903 году, является редким представителем тематических храмов. Строился собор так, чтобы моряки первым делом видели его купол и крест при приближении к острову. Планировалось, что он будет выполнять роль своеобразного путеводного маяка.

Внутренняя отделка храма придерживалась морской тематики — круглые окна напоминают об иллюминаторах, пол был выложен мозаичными изображениями «тварей морских» — рыб и медуз. Имел самые большие в России на тот момент стеклянные витражные элементы.

Собор содержал почти двести мраморных досок с именами погибших моряков и офицеров. В советское время памятные доски вывезли для использования в бытовых нуждах — строительстве ступеней и мостовых.


В соборе был устроен кинотеатр им. М.Горького, и бывшему памятнику морякам в народе дали унизительное прозвище «Максимка».

На данный момент Морской собор передан в подчинение церкви и реставрирован. Элементы отделки значительно отличаются от первоначальных, но сохраняют морскую тематику. Купол собора увит золочеными канатами и украшен якорями, внутренняя отделка напоминает о подводном мире, ненавязчиво иллюстрируя место последнего упокоения моряков.

Собор находится на Якорной площади, месте, где до его заложения хранили старые якоря. О прежнем предназначении площади напоминает выложенный плитками узор, изображающий якорь.

На Якорной площади вы увидите:

  • Памятник адмиралу С.О. Макарову
  • Братскую могилу погибших во время кронштадтского восстания
  • Стену Славы
  • Стоп-анкеры с корабля «Октябрьская революция»
  • Собор Владимирской иконы Божией матери

Где находится Кронштадт?

В Санкт-Петербурге практически каждый знает это и сможет объяснить, как до него добраться. Точный адрес, где находится Кронштадт, назвать невозможно, ведь это не дом, не памятник, не парк. Кронштадт — город на северо-западе России, расположенный практически на воде.

Где находится Кронштадт? На фото карты побережья Финского залива хорошо видно его расположение.

Город Кронштадт находится, где проходят два судоходных фарватера, ведущих к устью Невы, — на острове Котлин в Финском заливе Балтийского моря. По-фински название острова звучит как Ретусаари. Происхождение названия связано, видимо, с особенностями формы острова. Он похож на котел. Такой тип формирования топонимов — «говорящих названий» — происходил по принципу «вижу-называю» и был характерен для финно-угорских племен, населявших территории Карельского перешейка, приневской низменности и Южного побережья Финского залива.

Форты Кронштадта

Кронштадтская крепость имеет систему фортов – оборонительное укрепление в виде крепости. В Кронштадте их 21. Возвышающиеся над водами Балтики, эти сооружения притягивают многочисленных туристов.

Форт “Кроншлот” – первый форт Кронштадтской крепости, начавший свою историю в 1703 году, посещал Петр I. В том же году в форт прибыл новгородский митрополит. Через год шведская эскадра под командованием адмирала де Пру решила атаковать Кроншлот. Прочные стены выдержали осаду, шведы ушли. Вернувшись через год увидели укреплённую крепость. В 1789 году форт перестроили: сделали из камня.

Форт «Цитадель» защищает Купеческую гавань. Ровная кладка и в наши дни остается как новая, хотя заложили ее в 1827 году. Позднее ему дали название «Петр I» и построили дамбу до острова Котлин.

На небольшой отмели юго-запада в 1730 году началось строительство укрепления «Рисбарк» и завершилось в 1801 году.

В середине XVIII века по приказу Николая I отстроили новое сооружение в 2 этажа. В этот период он стал называться «Павел I». От него до укрепления «Александр I» установили мины Якоби. Вокруг форта располагали огромное количество мин, поэтому англичане и французы не смогли подойти ни к Кронштадту, ни к Петербургу. Однако, это сослужило печальную службу форту. Огромный взрыв, прозвучавший в 1923 году от случайного выстрела крейсера «Аврора», разрушил укрепление.

Форт “Император «Александр I» называют «Чумной». В этой крепости производили прививку, защищавшую от чумы. В 1896 году орудия, находящиеся в форте, убрали.

В 1864 году сооружено укрепление форт «Константин». Это было новая веха в строительстве фортов, поскольку орудия и люди были защищены броневыми брустверами, и специальные скрывающие установки делали защитников неуязвимыми. В одном из крупных фортов Кронштадта проводятся экскурсии, поскольку многие фортификационные сооружения сохранились и до сегодняшнего дня.

На западе острова выстроено укрепительное сооружение – форт «Риф». Сейчас он является охраняемым военным объектом.

Форт «Тотлебен» – построен относительно недавно. Из казны Российской империи в 1908 году было потрачено 6,5 млн. рублей золотом. В 1957 году сооружение забросили. В 1988 году ему присвоен статус памятника истории и архитектуры.

Сооруженный по такому же плану форт «Обручев» действовал с 1903 года, закрывая северный путь от берега и Кронштадта. Заброшен в 1958 году.

Популярные экскурсионные маршруты

  1. Кронштадт раньше был «закрытым городом», и не только иностранные гости, но даже местные жители не имели возможности приехать и посмотреть это место. Чтобы посетить Кронштадт, нужно было специальное разрешение, которое можно было получить, только если у вас были близкие родственники или профессиональная причина, чтобы поехать туда. С морского берега Финского залива каждый мог видеть огромный купол главного собора Кронштадта, но почти никто не мог подойти и увидеть его ближе. Легенда о невероятной красоте этого собора и слухах о его трагической судьбе стало все больше. Только в 1996 году Кронштадт был открыт для посетителей. Сейчас турфирмы предлагают развлекательные маршруты на остров, которые включают в себя: Езду на плотине. На остров можно попасть с севера, через Финский залив, преодолев 20 километров, и с юга через Залив. Путь через Залив будет почти в два раза короче, а часть его пройдет в туннеле под Заливом. Так что это может быть еще более захватывающим.
  2. Посещение форта «Константин». Это один из самых известных фортов. Строительство началось в 1808 году, когда на мелководье были возведены деревянные рамы и засыпаны камнями. Таким образом, появился искусственный остров, где была размещена артиллерийская батарея. Форт был реорганизован много раз и использовался в военных целях вплоть до 1960-х годов. Здесь можно увидеть бывшие батареи, казармы и дистанционную станцию. У форта есть отличная смотровая площадка, откуда вы увидите несколько других фортов. Среди них будет форт «Александр», который очень похож на французский форт «Боярд», и известен как Форт «Чумы» . В конце 19 века он стал местом, где проводились первые эксперименты с возбудителем чумы.
  3. Посещение Кронштадтского морского собора. Его огромный купол можно было легко увидеть из Петергофа, а в хорошую погоду даже из Санкт-Петербурга. Этот самый купол покрыт не золотом, как большинство других куполов, а серебром и украшен золотыми якорями на серебряных пластинах. Интерьер собора просто изумителен: многочисленные мозаики, разные мраморы и витражи. На стенах собора вы найдете каменные плиты с именами моряков, погибших во время службы.
  4. Езду и прогулки по улицам и набережным Кронштадта. Вы увидите: часть старой крепостной стены, Торговую гавань , Итальянский дворец князя Меншикова , Петровский док, Кронштадтский морской манометр, от которого измерены все глубины и высоты, памятник Петру Первому, основавшему эту крепость и памятник крошечной рыбе под названием колюшка, которая спасла горожан во время осады и многие другие интересные достопримечательности и памятники.
  5. Посещение музея подводного плавания (другое название Кронштадтский военно-морской музей).
  6. Подъем на колокольню военно-морского собора, чтобы полюбоваться Кронштадтом, заливом и материковой частью с высоты птичьего полета.

Форт Константин

Батарея «Двойная Южная» или по-другому Форт «Великий князь Константин» — интереснейшее сооружение комплекса Кронштадтской крепости. Название ему дал Николай I в честь своего сына — великого князя Константина Николаевича.

Форт в спокойном режиме миновал Первую мировую и Гражданскую войны, но в ходе Великой Отечественной защищал подступы к Ораниенбаумскому плацдарму.

На сегодняшний момент это оборонительное укрепление является самым благоустроенным в Кронштадте. Вход открыт для всех желающих за небольшую плату. По выходным и праздникам здесь проводят фестивали для детей и взрослых.

На форте находится ресторан-гостиница, в котором радушно принимают гостей. Окна выходят на Финский залив, отчего ваш аппетит разыграется еще быстрее. Это одно из немногих мест в Петербурге, куда посетитель может попасть на ужин, сделав буквально два шага с борта собственной яхты или катера. Меню представлено блюдами европейской и русской кухонь.

Здесь и заканчивается наше путешествие по легендарному городу славы Военно-Морского флота. Очень рады, если вам понравилась экскурсия.

Добраться обратно от форта до Кронштадта можно на бесплатном автобусе, который отправляется каждый час с 13.30 до 19.30. Он довезет вас до площади Рошаля, где отъезжает общественный транспорт К-405 до станции метро «Черная речка».

Текст – Екатерина Соболевская


С этим читают