Профессиональная переподготовка «управление логистикой в бизнесе» (master in management)

Глобальные системы цепи поставок

К явлению глобализации можно относиться по-разному: аргументы у сторонников и противников в общем серьезные. Но профессиональные логисты будут всегда голосовать за глобализацию, потому что она расширяет горизонты. Особенно если это касается цепочек поставок без границ. У процесса глобализации есть признаки:


  • появление мировых валют;
  • ценообразование, независимое от национальных установок;
  • свобода от национального регулирования на оффшорных зонах;
  • формирование экономических трансатлантических союзов и ассоциаций.

Глобальные цепи поставок выходят за границы не только государств, но и континентов. Национальная принадлежность покупателей и продавцов теряет свое значение с поразительной быстротой и никак не влияет на формирование процессов.

Звенья цепей могут располагаться в разных странах. Чаще всего производство продукта располагается вблизи источника сырья и в местах с традиционно низкой оплатой труда. Дальше продукция через распределительные структуры попадает в самые разные регионы к конечному потребителю. Цепи поставок могут пересекать государственные границы много раз, главное – последовательность, снижение издержек, скорость и общее высокое качество.

Место логистики снабжения в логистической системе

Логистика снабжения  является первой логистической подсистемой, основная цель которой — управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.

В обобщенном виде цель снабжения — гарантировать, чтобы организация  имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.

Исходя из этого, можно  сформулировать основные задачи логистики  снабжения:

  • налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации. Дефицит сырья, топлива, энергии и т. п. может привести к остановке производства, снижению объемов производства, следовательно, и объемов реализации, невыполнению своих обязательств перед заказчиком в срок;
  • поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе;
  • развитие отношений с подразделениями, использующими эти материалы. Деятельность снабжения не может быть эффективной без сотрудничества с другими подразделениями организации. Например, информация о требованиях к сырью в отдел закупок поступает от главного инженера и производственного отдела. На основании данных отдела закупок бугалтерией производится расчет с поставщиками;
  • поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений. Например, если предприятие закупает программное обеспечение у поставщика, который впоследствии не сможет обеспечить его долговременного обслуживания (т. е. модификацию и обновление), то первоначально выгодная цена обернется высокой стоимостью содержания всей системы;
  • поддержка и повышение качества закупаемых материалов подразумевают, что производство продукции или оказание услуг должны осуществляться с определенным уровнем качества, иначе конечный продукт или > слуга не будут отвечать принятым требованиям и не смогут обеспечить конкурентоспособности товаров и услуг;
  • договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;
  • повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами сети снабжения позволяет выявить операции (деятельность), не приносящие прибыли или требующие дополнительного времени (как, например, дополнительное хранение на складе, транспортировка и проверка), повысить конкурентоспособность организации в целом. Кроме того, отдел закупок несет ответственность за обеспечение равномерного потока сырья, необходимого для производства продукции и предложения услуг, чтобы ответить по своим обязательствам перед поставщиками по условиям поставки продукции.

Модуль МБ3. Управление изменениями

Концептуальные аспекты управления изменениями 

  • Концептуальные аспекты управления изменениями. Экономика и психология изменений. Теории «организационных» и «экономических» преобразований.  «Жесткие» и «мягкие» факторы изменений.
  • Идентификация потребности в изменениях и внедрение программы непрерывного улучшения.
  • Оценка рисков, мониторинг и контроль изменений.
  • Преодоление и предупреждение сопротивления к изменениям. Преодоление «противоборствующих убеждений», негативных установок у участников изменений.
  • Основные этапы изменения организации. Особенности  управления изменениями на каждом этапе. Восемь этапов организационных изменений.
  • Почему программы изменений не всегда работают. Основные заблуждения «запрограммированных» изменений. Роль высшего руководства.
  • Основа управления изменениями организаций: развитие ценностей, отношений сотрудников.
  • Эволюционный подход к радикальным переменам.
  • «Четыре шага» управления изменениями в переломный момент.
  • Проблемы генерального директора в процессе управления изменениями  их предупреждение и преодоление.
  • Роль внешних консультантов при внедрении изменений в компании.
  • Основные проблемы управления изменениями при внедрении новых технологий  «четвертой промышленной революции».

Практикум. Основные положения программ управления измененими в организациях: при внедрении стратегического менеджмента, при слияниях и поглощениях, при проведении реинжиниринга.

Управление изменениями в Supply Chain Management  

  • Понимание драйверов трансформации цепи поставок
  • Понимание взаимосвязей между New Product Development (NPD) and SCM
  • Внедрение процесса достижения прозрачности всей цепи поставок — «end-to-end supply chain visibility»
  • Модели изменений в цепях поставок: GROW, SMART, PURE, CLEAR, GO MAD, FUEL
  • Внедрение lean политики управления производственными и логистическими операциями в цепях поставок
  • Управление некондиционными материалами (браком) — Material Review Board (MRB) процессами цепи поставок
  • Внедрение «push/pull» планировочных SC-систем

Оптимизация запасов в эшелонированных системах распределения сетевой структуры цепей поставок

Бизнес-кейсы и примеры управления изменениями в цепях поставок

  • Интегрированное планирование цепи поставок металлургических компаний
  • Управление изменениями в глобальных цепях поставок — на примере компании P&G

Профессиональная деятельность выпускников

Область профессиональной деятельности выпускников включает исследования, методы и технологии, направленные на разработку и оптимизацию управленческих решений в логистической деятельности предприятий различных отраслей экономики. Предметом профессиональной деятельности бакалавра является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении материальными и сопутствующими (информационными и финансовыми) потоками. Профессиональная деятельность выпускников может быть связана с организациями любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники будут работать в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах и подразделениях компаний, связанных с логистикой и УЦП.

Виды и задачи профессиональной деятельности выпускников связаны с решением задач бизнеса в области обеспечения эффективности деловых операций операторов цепей поставок, транспортно-логистических и торгово-сбытовых компаний на рынке логистических услуг. Бакалавр направления 38.03.02 Менеджмент, профиль «Логистика и управление цепями поставок» должен быть подготовлен к выполнению на высоком профессиональном уровне комплекса задач в организационно-управленческой, информационно-аналитической, и предпринимательской деятельности в управлении современными цепями поставок и предприятиями логистического профиля.

Актуальность, цели и задачи программы

Образовательная программа по подготовке бакалавров направления 38.03.02 Менеджмент, профиль «Логистика и управление цепями поставок» (далее — Образовательная программа) разработана в соответствии с Образовательным стандартом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, уровень подготовки: «бакалавр» (далее ОС НИУ ВШЭ).


Основная цель образовательной программы состоит в подготовке выпускников к профессиональной деятельности во всех отраслях народного хозяйства для обеспечения субъектов всех организационно-правовых форм вне зависимости от формы собственности и типа финансирования квалифицированными кадрами в области управления логистическими процессами.

Задачами образовательной программы являются:

  • формирование у выпускников компетенций в области управления логистическими процессами, знаний в области теоретических основ и закономерностей функционирования экономики, методологии логистики, теории и практики логистического менеджмента, способности приобретать новые знания, психологической готовности к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности;
  • обеспечение выпускников возможностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с ОС НИУ ВШЭ по направлению подготовки бакалавра 38.03.02 Менеджмент;
  • обеспечение выпускников возможностью продолжения образования на магистерских программах «Стратегическое управление логистикой» и «Стратегическое управление логистической инфраструктурой в цепях поставок» в НИУ ВШЭ;
  • обеспечение многообразия образовательных возможностей студентов, выбора индивидуальной образовательной траектории в рамках образовательной программы.

Обоснование потребностей рынка труда в выпускниках обусловлено растущим спросом на логистов. Уникальность Северо-Западного региона (СЗР) с точки зрения востребованности специалистов в области логистики и управления цепями поставок (УЦП) определяется следующими причинами:

  • СЗР — единственный в РФ, имеющий общие границы с ЕС (Финляндия, Норвегия, Эстония), через который проходит 40% импортных и экспортных грузов;
  • насыщенностью инфраструктурой — порты, железнодорожные и автомобильные магистрали, которая продолжает развиваться (к 2015 г. порт Усть-Луга займет одно из первых мест в Европе по грузообороту);
  • увеличением в несколько раз за последнее десятилетие количества терминалов, транспортно-логистических центров, складских комплексов и т.п.;
  • интенсивным ростом производства на отечественных предприятиях (автомобильные кластеры, судостроительная и энергомашиностроительная отрасль, сельское хозяйство и др.);
  • ростом количества компаний логистического профиля с участием зарубежных партнеров, требующих специалистов со знанием иностранных языков (выпускники будут знать язык в достаточном объеме за счет чтения 6–8 основных дисциплин на английском языке).

Сравнивая потребность рынка труда региона (10 тыс. специалистов с высшим профессиональным образованием) с количеством выпуска специалистов в сфере логистики (около 500 в 2013 г.) можно констатировать, что дефицит в квалифицированных кадрах будет нарастать.

Таким образом, открытие Образовательной программы в Санкт-Петербургском филиале НИУ ВШЭ в полной мере отвечает тенденциям развития рынка труда в Северо-Западном регионе России, тенденциям развития образовательных услуг и стратегическим целям развития Университета, укреплению приоритета НИУ ВШЭ в подготовке специалистов по логистике и управлению цепями поставок в Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе. Подготовка бакалавров по логистике и УЦП в Санкт-Петербургском филиале НИУ ВШЭ будет способствовать разрешению проблемы обеспечения отечественных предприятий квалифицированными специалистами в области логистики, отвечающими по уровню подготовки международным стандартам.

Другие профили подготовки

Управление бизнесом

Обучение построено на решении реальных задач по организации, ведению и реорганизации бизнеса. В образовательном процессе принимают участие руководители государственных органов, предприниматели, топ-менеджеры крупнейших корпораций и банков, представители ведущих лизинговых и франчайзинговых компаний. Выпускники программы реализуют себя на высоких управленческих позициях, обеспечивая стратегическое развитие не только отдельных предприятий, но и экономики в целом, а также успешно создают собственный бизнес.

Финансовый менеджмент

Программа направлена на получение глубоких знаний о финансово-экономических отношениях, методах, механизмах, инструментах и технологиях функционирования финансово-экономических систем в условиях цифровой экономики. Студенты изучают алгоритмы формирования капитала предприятия с учетом внедрения новых индустриальных технологий, учатся управлению финансами на национальном и международном уровне, а также инновационной деятельности.

Виды логистики

Обратим внимание на то, что практически каждому виду соответствует какая-либо структурная функциональная единица компании. Посмотрите с этой позиции на свою компанию и задайтесь вопросом, много ли таких единиц остается вне связи с логистикой?

Транспортная логистика

Организация планирования, оптимальной маршрутизации, страхования, управления и контроля при помощи различных средств маркировки за перемещением товаров с использованием автомобильного, железнодорожного, трубопроводного, морского, речного и авиационного транспорта, перевалкой грузов из одних транспортных средств в другие. Транспортная логистика масштабируется от уровня внутрицеховой до уровня предприятия, города, региона, страны и международного.

Транспортные компании составляют значительную часть логистических компаний и выполняют перевозки различного назначения:

  • Автоперевозки
  • Морские перевозки
  • Железнодорожные перевозки грузов
  • Мультимодальные перевозки
  • Контейнерные перевозки
  • Международные перевозки грузов
  • Перевозка опасных грузов
  • Рефрижераторные перевозки
  • Перевозка негабаритных грузов
  • Перевозка сборных грузов
  • и др.

Существуют различные рейтинги логистических компаний, которые могут помочь вам при выборе исполнителя. Приведем в качестве примера ТОП10 транспортных компаний по версии «Альянс каталога»:

  • Деловые Линии
  • Логистическая компания «ПЭК»
  • ТК «Возовоз»
  • DELKO
  • ДА-ТРАНС
  • ТК «Авто-Транс»
  • ЖелДорЭкспедиция
  • Байкал-Сервис
  • ТЭК «АВТОРИТЕТ»
  • Транспортная Компания Энергия

Закупочная логистика


Закупочная логистика обеспечивает оптимизацию планирования, реализации и контроля за исполнением закупок у внешних поставщиков товаров и услуг, необходимых для устойчивого обеспечения основного производства компании

Логистика запасов

Управление запасами основывается на выборе оптимального компромисса между объемами хранимых товаров и полуфабрикатов на складах компании и рисками нарушения производственных процессов из-за нехватки необходимых для производства товаров. При этом увеличение товаров приводит к росту издержек, а уменьшение к росту рисков.

Логистика информационная

Управление информационными потоками обеспечивает оптимальную безопасную передачу, обработку, перемещение, архивацию и хранение данных на внутренних и внешних ресурсах компании. При этом уровень безопасности прямо связан с затратами на ее обеспечение техническими и организационными мероприятиями.

Производственная логистика

Обеспечение производства продукции заданного качества, в необходимых количествах и ассортименте путем планирования и управления бизнес-процессами структурных единиц предприятия. Основной источник получения добавленной стоимости.

Распределительная (сбытовая) логистика

Оптимальное управление планированием и распределением в требуемых сроках, количествах и составе готовых товаров и услуг между внешними оптовыми компаниями, оперирующими с конечными потребителями — является важнейшим инструментом получения дохода от конечных потребителей.

Складская логистика

Организация оптимального управления приемом поступающих товаров, переработкой для оптимального хранения, размещением по свободным единицам хранения, комплектацией заказов и загрузкой в средства отправки со склада.

Таможенная логистика

Обеспечение импортно-экспортных операций с товарами и услугами в соответствии с международными и государственными правовыми и нормативными актами требований пересечения таможенных границ государств с минимизацией времени прохождения таможенных процедур.


Модуль ПБ3. Стратегическое SC-планирование

Ключевые проблемы стратегического SC-планирования 

  • Стратегии цепи поставок в разрезе функциональных стратегий фокусной компании
  • Общие проблемы и постановка задач стратегического SC-планирования
  • Фазы решений в стратегическом планировании
  • «Реактивность/эффективность» цепи поставок – достижение компромисса
  • Развитие концепции SCM в долгосрочной перспективе: лучшая практика

Проектирование оптимальной конфигурации цепи поставок

  • Дизайн сетевой структуры цепи поставок: основные факторы и критерии оптимизации
  • Обзор основных моделей для оптимизации сетевой структуры цепи поставок (Supply Chain Network — SCN)
  • Моделирования оптимальной SCN-структуры: блок-схема алгоритма
  • Сравнительная характеристика пакетов NOM COTS и SNP/SCND-оптимизаторов крупнейших IT-компаний

Использование имитационного моделирования для стратегического планирования цепей поставок

Примеры моделирования и оптимизация  SCN  с использованием программных средств Any Logic 

Примеры использования пакетов Oracle SNO, CAST, IBM Logic Net для оптимальной дислокации логистических мощностей в цепи поставок 

Анализ конкурентных преимуществ образовательной программы

Анализ программ обучения логистов в рамках направления «Менеджмент» в ряде вузов Российской Федерации и уникальной программы бакалавриата, разработанной на факультете логистики НИУ ВШЭ, показал, что именно программа НИУ ВШЭ позволяет осуществить качественную подготовку логистов, отвечающую требованиям лучших зарубежных университетов. Одним из основных преимуществ данной программы является наличие логистических дисциплин на всех четырех курсах бакалавриата, в отличие от других вузов, где основные профильные дисциплины читаются на последнем курсе. Отличительные особенности образовательной программы Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ по сравнению с базовой, разработанной на кафедре логистики НИУ ВШЭ, связаны с особенностями рынка СЗР и формирующейся научной школы логистики и управления цепями поставок в Санкт-Петербурге. Эти особенности  заключаются в  следующем:

  • наличии оригинальных авторских разработок по базовым дисциплинам профессионального цикла («Управление запасами», «Транспортировка в цепях поставок», «Проектирование систем доставки», «Экономико-математические методы и модели в логистике», «Информационные системы в логистике и управлении цепями поставок», «Информационный менеджмент в логистике», «Логистика городских транспортных систем»), выполненных на уровне международных стандартов и не имеющих аналогов в образовательных программах других вузов. Эти разработки нашли отражение в научных публикациях, учебниках, учебных пособиях и других методических материалах («Основы логистики» В.С. Лукинский и др., 2012 г., «Управление запасами в цепях поставок» / Под ред. В.С. Лукинского, 2011 г., «Логистика городских транспортных систем» Бочкарев А.А., 2011 г., «Корпоративная логистика в вопросах и ответах», коллектив авторов В.В. Дыбская, В.И. Сергеев, Е.И. Зайцев, В.С. Лукинский и др.);
  • возможности проведения занятий по ряду базовых специальных дисциплин («Основы логистики», «Управление запасами» и др.) на английском языке с соответствующим методическим обеспечением (Models and methods of logistic theory: Textbook / Under the editorship of V.S. Lukinskiy. — SPb, 2012. — 404 p.);
  • активном применении в учебном процессе современных информационных и информационно-аналитических технологий (AnyLogic, MathCAD, MATLAB, STATISTICA, SPSS, SimFlex и др.) для иллюстрации оригинальных алгоритмов и выполнения студентами оригинальных лабораторных работ;
  • расширении содержательной части рабочих учебных программ дисциплин профессионального цикла путем широкого включения бизнес-аналитической проблематики (модели и методы исследований, алгоритмы, моделирование процессов, прогнозирование и принятие решений и др.). 

Система «JТ» («точно в срок»).

Основной цель — максимальная интеграция всех логистических функций предприятия для минимизации уровня запасов материальных ресурсов в интегрированной логистической системе, обеспечение высокой надежности и уровня качества продукции и сервиса для максимального удовлетворения запросов потребителей. Доставка грузов «точно в срок» позволяет в два раза сократить время выполнения заказа потребителя, на 50 % снизить уровень запасов и на 50—70 % уменьшить продолжительность выполнения заказа на предприятии, изготовляющем продукцию.

Подробности: лекция 2.

Система SDP.

Это усовершенствованная система «точно в срок» представляет систему планирования потребностей в материалах для упорядочения организации материалов и прогнозирования их количества.

Система KANBAN.

Предусматривает, что на все производственные участки строго по графику поставляется именно то количество материальных ресурсов, которое действительно необходимо для выпуска только запланированного количества продукции. Анализ деятельности более 80 фирм Германии показал, что при применении логистической системы KANBAN производственные запасы снижаются на 50 %, готовой продукции — на 80 %, производительность труда повышается на 20—50 %.

Система MRP I.

Одна из наиболее популярных в мире, основанная на логистической концепции «планирования потребностей / ресурсов». Система оперирует материалами, компонентами, полуфабрикатами и их частями, спрос на которые зависит от спроса на специфическую готовую продукцию. Основные цели этой системы — удовлетворение потребности в материальных ресурсах для планирования производства и доставки потребителям, поддержание низкого уровня запасов материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции, планирование производственных операций, графиков доставки, закупочных операций.

Система MRP II.

Система планирования потребностей / ресурсов второго поколения, представляет собой интегрированную микрологистическую систему, в которой объединены финансовое планирование и логистические операции. Данная система является эффективным инструментом планирования для реализации стратегических целей предприятия в логистике, маркетинге, производстве, финансах, планировании и управлении организационными ресурсами предприятия с целью достижения минимального уровня запасов в процессе контроля над всеми стадиями производственного процесса. Преимущество систем MRP II перед системами MRP I: более полное удовлетворение потребительского спроса, достигаемое путем сокращения продолжительности производственных циклов, уменьшения запасов, лучшей организации поставок, быстрой реакции на изменения спроса, большей гибкости планирования. Все это способствует уменьшению логистических издержек по управлению запасами.

Описание профессии

Логист — это специалист, который организует транспортные потоки. Он координирует доставку товаров от производства до точек реализации.Обязанности логиста: Организовать и улучшить систему доставок Сократить все возможные издержки на доставку груза Строить маршруты доставки, погрузки и разгрузки товара, перевозки пассажиров Управлять процессом и контролировать экспедиторов, , грузчиков Отслеживать доставку товаров и перевозку людей по ГЛОНАСС Вести табель сотрудников, составлять отчеты, оформлять транспортную документацию Принимать или увольнять сотрудников Общаться с поставщиками, клиентами и сотрудниками Логист продумывает способы и маршруты перевозки от упаковки, погрузки на складе до передачи заказчику. Он организовывает особую транспортировку для опасных или скоропортящихся грузов. составляет самую выгодную схему транспортировок и предусматривает еще несколько вариантов, если что-то пойдет не по плану.

Логисты работают на предприятиях (на складе или отделе логистики), в транспортных и логистических компаниях.Поэтому внутри отрасли различают: • Транспортную логистику • Складскую логистику • Товарную логистику • ВЭД (внешнеэкономическую деятельность)


С этим читают