Логистические тренды 2020–2021 года: влияние пандемии covid-19 на перевозки

Особенности международных морских перевозок

Международные морские перевозки – часть международного частного права. К этой сфере правовых отношений относятся вещные права на морские суда, договоры о перевозке, а также отношения, касающиеся риска мореплавания.


Существует две основных формы перевозок: регулярная и нерегулярная (линейная и трамповая).

Оформление производится при помощи коносамента, который впервые получил огласку в 1924 году в Брюсселе (Брюссельская конвенция).

В 1931 году Брюссельская конвенция вступила в силу, получила название Гаагские правила. Их суть в том, что собственник судна обязан надлежащим образом привести судно в положенное мореходное состояние, обязан позаботиться о его укомплектовке, а также следить за частями судна, на которых находятся перевозимые грузы.

Другими словами, Гаагские правила касаются ответственности перевозчика. За основу здесь взята презумпция вины перевозчика. Существует также минимум его ответственности, исключения из правил. Все споры должны быть рассмотрены только в суде местоназначения. В этих правилах нет нормы о юрисдикции и арбитраже. Гаагские правила носят только диспозитивный характер.

Правила Висби – протокол, принятый в 1968 году как дополнение к протоколу Брюссельской конвенции. Здесь рассматриваются нормы об усилении ответственности перевозчика. Также повысился предел его ответственности.

Гамбургские правила – свод правил, принятых на Конвенции ООН в 1978 году. Охватывает более широкую сферу действия, нежели чем Гаагские правила. Были установлены 13 новых правил коносамента. Гамбургские правила имеют императивный характер. Значительно расширены пределы ответственности перевозчика.

Роттердамские правила были приняты в 2009 году на Конвенции ООН в Нью-Йорке. Цель принятия этих правил – замена Гамбургских и Гаагских правил.

Применяются Роттердамские правила при перевозках, в которых место получения и место сдачи груза находятся в разных государствах. Они не применяются к перевозке пассажиров и багажа.

Согласно правилам, ответственность перевозчика начинается как только он получает груз, а заканчивается в момент непосредственной сдачи груза. Всю ответственность за происшествия (повреждение, задержка, потеря) несет перевозчик, при условии доказательства ответственности в этот момент перевозчика. Освобождение от ответственности произойдет только в случае, если перевозчик докажет свою невиновность.

Морские контейнерные перевозки

Несмотря на закрытие границ, в сегменте российских контейнерных перевозок по итогам первого квартала пока наблюдается положительная динамика. Но из-за усложнения ситуации в Европе сократились отправки оттуда как грузов на Восток, так и порожних контейнеров.

Участники рынка отмечают, что в общей стоимости перевозки скидка, несмотря на высокий долевой показатель, имеет незначительный вес. Исторически сегмент контейнерных перевозок был более волатильным благодаря своей нишевости и большому фокусу на импорт. За последние годы уровень контейнеризации экспорта значительно вырос, что может поддержать быстрое восстановление после того, как пандемия пойдет на спад, тогда как импорт и внутренние перевозки останутся под давлением слабого рубля и экономики.

Пик активности COVID-19 в Европе является причиной отмены выхода океанских судов из Юго-Восточной Азии, так как невозможно обработать судовые партии в европейских портах. Речь уже не идет о сроках и тарифах. Зачастую компании руководствуются принципом «лишь бы доставить».

Порожние рейсы и нестабильная ситуация на ряде пограничных пунктов заметно влияют на морские перевозки:

  • Порты работают медленнее на принятие и выпуск грузов и с задержками в таможенном оформлении.

  •  В связи с падением спроса на перевозимую продукцию сокращаются провозные возможности.

  • Возникает дисбаланс свободного оборудования (пустых контейнеров) по странам: нехватка в одних и излишек в других. Судовладельцы ставят суда на прикол до возобновления спроса на контейнерные перевозки.

  • Многие участники рейсов вынуждены из-за карантина находиться в море без возможности «сойти на сушу». Грузы «зависают» в море. Моряки требуют унификации локальных карантинных мер внутри страны, выделения «зеленых коридоров» для осуществления пересменки персонала.

Рынок контейнерных морских перевозок

Выделяют три вида морских перевозок:

  • Контейнерные перевозки;
  • Перевозка накатных грузов;
  • Перевозка сыпучих материалов.

Для каждого из видов предусмотрен свой способ провоза груза.

На современном рынке контейнеры являются самым востребованным видом перевозок. Доля рынка контейнерных перевозок составляет 80% от общей доли.

Преимущества контейнерных перевозок:

  • небольшая цена;
  • надежность и высокое качество доставки.

Использование контейнеров позволяет сократить транспортные издержки и снизить их долю в цене товара в несколько раз.

После кризиса на рынке контейнерных перевозок можно наблюдать значительное снижение грузооборота, но в настоящее время рынок динамично развивается. В перспективе планируется полное восстановление рынка и возвращение к докризисным объемам, а также повышение доли контейнерных перевозок.

Для России способ перевозки в контейнерах – достаточно новый и молодой способ перевозок. Прогноз развития контейнерных перевозок в нашей стране оптимистичный, как и на мировом уровне — идут тенденции к увеличению грузооборота, а также к повышению доли рынка.

Логистика в России

В настоящий момент российские логистические компании переживают не лучшие времена. По оценкам экспертов, только в России убытки транспортного сектора на начало мая 2020 превышают 230 млрд руб., причем большая часть приходится на авиационный сегмент, практически остановивший логистические операции. Складские площади простаивают в связи со снижением объемов грузооборота. В тяжелой ситуации оказались железнодорожные операторы, стивидоры и автотранспортные компании. Вместе с тем есть и те, кому пандемия принесла новые перспективы: логисты отмечают, что общим трендом является смещение грузопотоков на железнодорожный транспорт.

Остановимся подробнее на ситуации в России.

Состояние отрасли логистики в России

Не секрет, что два главных потока товаров – ЕС и Китай – были существенно сокращены в связи с пандемией. Рынки автомобильных, авиа- и морских перевозок падают день ото дня, и улучшения пока не наблюдается. Правительство РФ вводит дополнительные меры поддержки организаций, в том числе, и логистических компаний: налоговые каникулы, отсрочки по выплате кредитов и связанные с этим субсидии банков, временная отмена арендной платы и другое.

Из-за экономических последствий эпидемии снижается импорт товаров из стран Евросоюза и, наоборот, экспорт из России в ЕС. Усиление карантинных мер при прохождении таможни провоцирует задержки и увеличение сроков доставки. Как следствие, меняются логистические цепи международных перевозок и растет внутрироссийский трафик.

Логистика России в цифрах

По оценкам InfraOne, потери инфраструктурных отраслей РФ от эпидемии к 1 мая составят примерно 507 млрд руб., из них почти 50% – 230,3 млрд руб. – это потери транспортной отрасли. InfraOne оценивает в том числе эффект ограничений, введенных для борьбы с распространением коронавируса. В результате действий регионов, которые имеют право пересматривать сроки самоизоляции жителей, сумма может уменьшиться, «но, вероятнее всего, это будет возможно лишь в малонаселенных субъектах и на итог повлияет незначительно».

Рассмотрим каждый вид перевозки по типу транспорта отдельно.

Какие перевозки считаются международными

Грузовые перевозки считаются международными, если на пути транспортировки приходится пересекать хотя бы одну государственную границу.


Контейнерные перевозки между государствами осуществляются всем транспортом. Чаще всего грузы перевозят по морю или железной дорогой.

К помощи автотранспорта и железной дороги прибегают, если государства находятся на одном материке. Изредка приходится воспользоваться паромной или понтонной переправой.

Конвенция применима ко всем участникам платной доставки товара, если место загрузки товара и место выгрузки находятся в различных государствах.

Логистика в Китае

Есть положительный пример стран Азии, где пик эпидемии пройден и грузопоток из стран в Европу начинает восстанавливаться. Например, 90% производств Китая восстановили свою работу и уже отправляют грузы.

В Китае пострадали все виды перевозок: авиационные, морские, железнодорожные, автомобильные. Были разрушены привычные мультимодальные схемы. Логистическим компаниям пришлось экстренно искать альтернативу «сломанным» звеньям: например, заменять автомобильные перевозки внутри провинций железнодорожными. Из-за проблем с логистикой самой пострадавшей стороной могла оказаться автомобильная промышленность, где под угрозой оказалась цепочка поставок между производственными площадками автозапчастей и сборочными заводами. Однако логистические заторы удавалось преодолевать.

В условиях эпидемии железнодорожный транспорт стал основным инструментом в перевозках. Именно поездами перемещалась значительная часть противоэпидемических и медицинских грузов Китая. Железнодорожные группы многих китайских провинций работали в круглосуточном режиме и помогли заводам, фабрикам, строительным и торговым компаниям своевременно вернуться к работе. В феврале Гуанчжоу восстановил ж/д сообщение с Россией. В мае 2020 г. наблюдается высокий спрос на ж/д перевозки из Азии.

Удавалось решать и проблемы на морских линиях несмотря на то, что морская логистика менее эластична и требует больше времени на восстановление нормального ритма. Но и здесь операторы старались гибко реагировать на ситуацию, развертывая экстренные фидерные сервисы. Эффективно работали в нелегких условиях и отдельные автомобильные компании.

Эффективно работают в условиях эпидемии и таможенные службы китайских провинций, которые существенно сократили время оформления приоритетных грузов, открыли «зеленые коридоры» для противоэпидемических и медицинских грузов, а также для сырья и запчастей, необходимых для восстановления производства. Многие таможни перешли на режим «сначала выпуск – потом окончание таможенных процедур». Это также помогло возобновить работу предприятий и нормализовать внешнюю торговлю.

В целом, грузоперевозки осуществляются, хотя цепочка поставок между Китаем и Европой до сих пор нарушена.

Понятие коносамента

Термин «коносамент» имеет большую историю. Он использовался еще во времена парусного флота. При заключении договора перевозчик передает несколько экземпляров коносамента. Соглашение имеет определенную форму. Его разрабатывают под контролем и при непосредственном одобрении судовладельцев и морских транспортных компаний.

При возникновении спора об условиях коносамента между грузоперевозчиком и заказчиком, претензии обеих сторон могут считаться действительными, если не было доказано обратное. Возникновение претензии у третьей стороны не учитывается. Коносамент по своему содержанию еще не совсем договор перевозки. В нем имеются обстоятельства перевозки. Но владелец коносамента имеет право распоряжаться товаром, продать его, совершать другие действия. Эти действия не требуют предъявления груза. Коносамент это ценная бумага, доказывающая права собственности. Коносамент бывает чартерным и линейным. В зависимости от получателя коносамент бывает:

  • именной – на конкретное лицо;
  • ордерный – на того, кого укажет грузоотправитель;
  • предъявительский – груз будет отдан любому, кто предъявит при получении такой коносамент.

Коносамент оформляют в нескольких равносильных экземплярах. Если по одному из них груз получают, то остальные считаются утратившими силу.

Во всемирной практике морских перевозок применимы несколько видов коносамента:

  1. Бортовой – выдается после погрузки товара на судно.
  2. Коносамент на груз, который еще не погружен, но будет перевезен судном. Далее его заменяют на бортовой.
  3. Чартерный – в дополнение к чартеру выдают при трамповых рейсах.
  4. Линейный – применяется на линейных перевозках. Содержит больше условий по перевозке грузов, нежели чартерный.
  5. Сквозной – выдается при доставке с использованием нескольких судов. Ответственность перевозчика при такой доставке сохраняется на всем протяжении маршрута.
  6. Смешанный – представляет собой вид документа, применяемый при доставке в контейнерах различными видами транспорта.

Нужно знать условия каждого коносамента, чтобы выбрать подходящий для конкретного случая. Компании, знающие все тонкости, могут посоветовать лучший вариант.

Правовое регулирование

Применимы такие нормативные положения:

  • Кодекс торгового мореплавания от 30.04.1999 (редакция от 26.05.2001), который регулирует национально-правовые отношения относительно торгового мореплавания и международного частного права.
  • Международный кодекс морской перевозки опасных грузов.
  • Договор международного образца – Брюссельская конвенция 1924, , Конвенция ООН 1974, Международные конвенции ИМО 1976, , и др.

Осуществляется 2 формы использования судов:

  • судоходство трампового типа, когда осуществляется одиночный рейс на переменном направлении;
  • судоходство линейного типа, когда суда движутся между портами по установленному расписанию.

Перевозки осуществляются чартерные и коносаментные

Стоит также обратить внимание и на такие законодательные документы:

  • Постановление властей России от 19.05.2002 № 447 (редакция от 3.10.2002).
  • Постановление властей России от 27.05.2002 № 345 (редакция от 3.10.2002).

Законодательство многих стране не содержит коллизионных норм, которыми предусматривалось бы, права каких страны должны применяться относительно морских перевозок груза.

В Польше действует закон, который избирают стороны. Если нет выбора к договорам транспортировки, применяют закон место расположения транспортной компании.

Морская доставка организуется и проводится на разных условиях.

Коносаменты – документы, которые выдает перевозчик собственнику груза, что отправляется морским транспортом.

Выделяют:

  • именные;
  • ордерные;
  • представительские.

Укажем 3 правовых режима, которые регулируют транспортировку груза, что закреплялись разными международными контрактами:

  1. Конвенция о международных морских перевозках грузов, которую именуют Гаагскими правилами  (участвовали 80 стран).
  2. Протокол, которым изменено Международную конвенцию, что именуется Правилами Висби.
  3. Конвенция ООН о морских перевозках (Гамбургская).

Основные маршруты из России

Основными пунктами, где осуществляется таможенное оформление груза в Российской Федерации, являются те, которые расположены в:

  • Находке;
  • Чите;
  • Новосибирске;
  • Владивостоке;
  • Новороссийске;
  • Санкт-Петербурге;
  • Московской области.

Перевозки груза могут осуществляться по маршрутам, что пролегают через:

  • порт РФ на Черном и Балтийском море, а также Дальнем Востоке – в КНР;
  • юго-восточные страны Азии – порт России на Балтийском море и через Дальний Восток;
  • российский порт на Черном море – в порт европейского государства Средиземноморья, страны Персидского залива и юго-восточных страны Азии;
  • порт на Балтийском море в пределах РФ в Северную и Южную Америку и т. д.

Морская перевозка может быть внутренней (по России) и международной. Отдельные компании принимают груз и оказывают услуги экспедирования в таком порте Российской Федерации:

  • в Санкт-Петербурге;
  • в Новороссийске;
  • во Владивостоке;
  • в Восточном;
  • в Котке (в Финляндии).

Доставка грузов по морю

Способ доставки грузов по морю самый выгодный с экономической точки зрения. Хотя и скорость проигрывает всем остальным видам транспорта, но стоимость является привлекательной. Доставка груза к порту или от него происходит по суше. Для экономии времени и средств лучше перевозить груз упакованным в контейнер.

Такая тара надёжно сохраняет груз и способствует быстрой загрузке на корабль. Морские грузовые суда одновременно перевозят несколько тысяч контейнеров. Для перевозки морским транспортом используют контейнеры 20, 40 и 45 футов. Запрещено использовать контейнеры, если вес груза превышает максимально разрешенный производителем.

Для загрузки товара нужно использовать только чистую и целую тару. Использование дефектного контейнера под загрузку, накладывает вину за порчу и утрату товара на отправителя. Качество передаваемой тары отображается в передаточном акте, где отмечаются дефекты.

Запорный механизм должен быть исправен. Опломбированный контейнер вскрывают с нарушением пломбы только при получении или таможенном досмотре товара.

Осмотр содержимого на таможне отражается в акте осмотра и заканчивается наложением пломбы. По факту производимых действий в сопроводительных документах делаются записи.

Загрузку осуществляют

  • при содействии или в присутствии сопровождающих лиц, которые будут отвечать за отправляемый груз;
  • таким образом, чтобы предотвратить перемещение отдельных предметов внутри при движении и не создавать угрозу окружающим членам команды судна;
  • в сопровождении контрольной описи каждой емкости.

Нарушения целостности тары в процессе перевозки фиксируется адресатом при получении в присутствии лиц, отвечающих за перевозку. Претензии по качеству товара без акта осмотра при свидетелях не рассматриваются.

При возникновении в процессе перевозки контейнера проблем, его дальнейшую доставку приостанавливают и оставляют на берегу в промежуточном пункте, до выяснения дальнейших действий.

В сопроводительном документе к каждому контейнеру указывают:

  • номер и тип;
  • масса брутто и нетто контейнера;
  • вес и объем груза;
  • данные о товаре и его стоимости (накладные, лицензии);
  • при необходимости – документ, подтверждающий, что груз не облагается таможенной пошлиной.

Организация и техника крепления гружёных контейнеров на палубе морского судна.

Морские суда, осуществляющие контейнерные перевозки, должны быть снабжены приспособлениями для закрепления тары, исключающими свободное перемещение объектов по палубе судна во время движения.

Устанавливают контейнеры на палубе строго по схеме, разработанной в порту и подписанной капитаном судна.

Погрузка и закрепление производится под наблюдением специально обученного члена команды. По окончании погрузке делается запись в судовом журнале корабля.

Во время движения лицо, ответственное за состояние груза, дважды в день обязано проверять состояние креплений. При нарушении целостности крепежа дальнейшее движение судна запрещается до момента устранения проблемы.

Плюсы морских перевозок

Морские перевозки имеют свои достоинства:

  1. Невысокую стоимость.
  2. Возможность перевозить неограниченные партии товаров.
  3. Минимальный риск утери или повреждения груза.
  4. Точность графика поставок.

Правила упаковки товара

На основании многолетней практики выработан комплекс правил упаковки товаров при морских перевозках. Их выполнение позволяет обеспечить максимальную сохранность товара независимо от условий погоды, продолжительности его транспортировки. Особенно жёсткие условия при этом предъявляются упаковке товара:

  • каждый участок груза должен иметь деревянную обрешетку, скреплённую, при необходимости, металлической лентой;
  • вся поверхность созданной для перевозки груза обрешётки должна быть покрыта полиэтиленовой пленкой;
  • товар должен быть размещен на паллетах, окружённых по периметру рейками;
  • каждый ящик следует дополнительно укрепить пиломатериалами;
  • для защиты ящиков с товарами от осадков, сырости их охватывают брезентом;
  • перевозка контейнеров морем сопровождается их надёжным укреплением и т. д.

Статьи

КТМ четко отграничил договор доверительного управления судна от договора морского агентирования и договора морского посредничества. В первом случае морской агент, хотя и может совершать юридические и иные действия как от своего имени, так и от имени судовладельца, однако они ограничены определенным портом или определенной территорией (не говоря уже о том, что под судовладельцем понимается не только собственник, но и любое лицо, использующее судно на ином законном основании). При морском посредничестве морской брокер действует только от имени доверителя и только при заключении ограниченного вида договоров.


Внешнеторговая операция включает в себя несколько взаимосвязанных юридических компонентов, без любого из которых она не может быть реализована. Это договор купли-продажи, договор перевозки, или транспортно-экспедиторский договор, договоры страхования и финансирования. В данной статье предпринята попытка раскрыть особенности документационного сопровождения морской перевозки товара как одного из видов транспортной экспедиции (наряду с железнодорожной, воздушной, автомобильной, смешанной). В процессе организации морской перевозки грузов задействовано много специализированных участников, представляющих целые отдельные отрасли в сфере экспедирования, хранения грузов (владельцы портовых складов), погрузочно-разгрузочных работ и соблюдения портовых и таможенных формальностей (стивидоры, портовые агенты и брокеры), снабжения судов (шипчандлеры и бункеровщики) и др.

Текст Гаагско-Висбийских правил был получен в результате исключений, изменений и дополнений определенных пунктов и статей Гаагских правил. Поэтому структура Гаагско-Висбийских правил практически полностью повторяет структуру Гаагских правил. Следует напомнить, что сами Гаагские правила не имеют строгой структуры, присущей другим международным договорам в сфере транспорта и, в частности, морского права. Гаагско-Висбийские правила состоят в итоге из 17 статей. Поэтому формально можно утверждать, что Гаагско-Висбийские правила на одну статью (ст. 4-бис) больше своего предшественника — Гаагских правил. Содержательными (с позиций регулирования и регламентирования условий договора морской перевозки) в новой Конвенции остались лишь 11 статей: с первой по десятую, включая статью 4-бис. Остальные шесть статей определяют процедуры подписания Конвенции, присоединения к ней, ее денонсации и пр.

Согласно определению перевалки грузов под перевалкой грузов понимается комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.

В случае заключения договора морского страхования в пользу выгодоприобретателя страхователь несет все обязанности по договору. Если договор заключен по поручению выгодоприобретателя или без его поручения, но при условии, что в последующем выгодоприобретатель выразит свое согласие на страхование, он также несет все обязанности по договору морского страхования.

Компании, осуществляющие международные морские перевозки грузов

Не так легко выбрать среди обилия транспортных организаций ту, которая будет отвечать всем требованиями клиента и предоставит качественные услуги.

Чтобы облегчить ваши поиски, представим несколько компаний, которые осуществляют перевозки груза морскими видами транспорта:

ООО «СПб Евротранс» Доставит груз во многие страны морем. Возможно использование смешанных перевозок из любого государства. Осуществляют транспортировку контейнерами негабаритного, крупногабаритного, тяжеловесного груза. Обещает отгрузить и загрузить товар со складов, организовать перевозку экспедиторскими организациями, доставить товар из портов до складов.
DS Construction Предоставляет услуги по сбору и консолидированию груза, перевозке и экспедированию товара морем в любую страну. Доставит полные контейнеры по разным линиям, консолидированные грузы. Услугами данной компании можно воспользоваться тем предпринимателям, которые планируют перевезти груз, требующий особого температурного режима. Специалисты подберут оптимальные транспорт и маршрут, скомбинировав необходимые перевозки.
Компания Cargo Management Обещают осуществить международные морские контейнерные перевозки грузов по доступной цене. Транспортирует товары разного размера и агрегатного состояния.
«ТрАфик» Осуществляет перевозки базовыми ISO-контейнерами и специальными емкостями. Контейнеры используются стандартные или сорокафутовые. Услуги предоставляет комплексные – поможет с оформлением перевозки, погрузкой, доставкой, страхованием.
Globe Express Services Имеет не одно представительство, а также сотрудничает с международными транспортными предприятиями. Возможна организация комбинированных перевозок.
MIGOFF Отправляет товар по всем направлениям. Страхует материальную ответственность, организует морские перевозки в соответствии с требованиям и международного законодательства.
АЛЬБЕРАНИ ЛОГИСТИКС Осуществляет как экспортные перевозки, так и импортные. Использует каналы поставки, что уже налажены, применяя мультимодальные схемы. Возможны линейные и трамповые перевозки.
ЗАО «Милитцер и Мюнх» Помимо международных перевозок возможны и внутренние. Предоставляются услуги по перевалке грузов в порте РФ и Прибалтики, чтобы в дальнейшем осуществить отправку товара получателям.
GlobalPost Транспортировка производится из КНР, европейских страны и Америки. Сотрудничает с рядом крупных линейных и фрахтовых перевозчиков. Не устанавливает ограничения по весу или составу сборного груза. Оформит документации и пройдет таможенный контроль.
РусИмпорТрейд Гарантирует выполнить требования заказчика относительно перевозки товара. Предлагает сопроводительные услуги. Обещают своевременно и быстро доставить товары, правильно оформить документы
International Expedition Работает с 2000 года. Работники организации рассчитают оптимальный маршрут, окажут сопроводительные услуги, подберут документы. Помимо морских перевозок, осуществляют и доставку автомобильным, воздушным транспортом, а также используя несколько транспортных средств.
ДАЛС Лоджистикс Приоритетным направлением является транспортировка груза в юго-восточную Азию. Имеет развитую агентскую сеть на Дальнем Востоке, в Азии, Европе (в портах). А это позволяет быстро решать транспортные вопросы заказчиков по перевозке груза морем.

Сконцентрироваться на выходе из кризиса

Таким образом, в связи с мировым кризисом, спровоцированным пандемией COVID-19, логистическая отрасль остро нуждается в поддержке. Карантинные меры, принятые для подавления эпидемии коронавируса, привели к загруженности большинства аэропортов и морских терминалов и, как следствие, нарушению условий и сроков доставки грузов.

Транспортная логистика несет потери. Ряд экспертов заявляет, что, например, у многих авиакомпаний запас прочности составляет не более двух месяцев. Судовладельцам будет непросто, но они уже научились с 2008 года с переменным успехом работать в изменяющихся условиях. Автотранспортным компаниям сложнее всего: запаса прочности практически нет. Все зависит от финансовых партнеров, а именно лизинговых компаний, банков и производителей автомобилей, которые кредитуют автопредприятия. Максимальный срок, который они смогут выдержать, – до полугода. Затем может наступить очередная волна банкротств.

Среди тех, кому пандемия дала новые возможности, часто указывают железнодорожных перевозчиков. Ж/д транспортные операторы не реагируют на изменение спроса увеличением ставок, в связи с чем этот вид транспорта представляется наиболее надежным и эффективным при перевозке товаров между Россией, ЕС и Китаем в сложившихся условиях. Железнодорожный транспорт, как правило, в ведении государства – его будут поддерживать. Кроме того, именно железная дорога в ближайшие несколько лет станет одним из основных логистических каналов для обеспечения бесперебойной торговли между РФ, Китаем и Европой и доставки противоэпидемических средств.

Для вывода из кризисного состояния логистической отрасли активно внедряются меры господдержки. Как правило, поддержка оказывается государственному транспортному сектору (железные дороги, авиация). Коммерческому сектору господдержка может быть оказана посредством введения налоговых каникул, отмены или снижения дорожного сбора, а также финансовой помощи компаниям, которые понесут большие убытки в связи с пандемией. Если говорить про автоперевозки, то весомой станет помощь в сокращении затрат на запасные части для транспортных средств, например, за счет снижения ввозных пошлин или ставки НДС на эту группу товаров. Весьма эффективными мерами могли бы также стать: мораторий на штрафы (кроме штрафов, регулирующих безопасность дорожного движения), отмена взимания платы за проезд по федеральным трассам, освобождение от налогов самых незащищенных перевозчиков – ИП с одной-двумя машинами, приостановка лизинговых платежей без штрафов.

Преодоление текущего кризиса – небывалое испытание для управленческой команды всех логистических игроков. Нужно оперативно проинвентаризировать все доступные меры господдержки и разработать дальнейший план действий. Это потребует ресурсов целой команды, включающей юристов, финансистов, экономистов. Параллельно с этим, сейчас настало время пересматривать партнерские отношения с подрядчиками, сроки и обязательства по договорам, тщательно работать с оборотным капиталом и ликвидностью.

После пандемии логистический мир уже не будет таким, как прежде. Но компании, которые следят за трендами и быстро адаптируются к меняющимся обстоятельствам, смогут управлять ситуацией, создавать востребованные услуги и усиливать свои позиции в бизнесе.

Что особенно важно, общая беда объединила и сплотила отрасль логистики. В условиях выхода мировой экономики из «пандемического пике» именно коллаборация логистических компаний может стать одним из наиболее важных и действенных драйверов последующего развития и роста.

Плюсы контейнеров

Контейнер, являясь унифицированной тарой многократного использования, имеет много плюсов:

  1. Прочность конструкции позволяет сохранять качество товара.
  2. Ассортимент тары для различающихся по физическим свойствам грузов удовлетворяет любые запросы.
  3. Являясь мини-складом, не требует специального помещения для складирования.
  4. Унифицированная форма позволяет экономно составлять контейнеры группами при перевозке и хранении, используя по максимуму занимаемую поверхность.
  5. Стандартные параметры и устройства фиксации позволяют легко манипулировать в процессе погрузки и выгрузки подъемными механизмами во всех странах мира.
  6. Высокая скорость обработки контейнерного потока уменьшает время простоя транспорта, тем самым снижая себестоимость перевозок.
  7. Различные типоразмеры вмещают практически любые товары.
  8. Габариты оптимально стыкуются со всеми транспортными средствами, что удобно для организации мультимодальных перевозок.

Текущее состояние и будущее мирового рынка морских перевозок

В результате мирового финансового кризиса спрос на морские грузоперевозки упал на треть. Два года подряд, в 2011 и 2012 году на мировом рынке наблюдалось снижение грузооборота. Увеличилась недозагрузка портов, и чтобы компенсировать утрату выручки, морские перевозочные компании стали поднимать ставки.

ставки и сроки доставки меняются

Ведущим морским перевозчиком продолжает оставаться компания Maersk, доля рынка которой составляет 15%. Второе место занимает компания «MediterraneanShgCo», доля рынка 13%. Третье место-«CMACGMGroup» с долей 8%. 10 крупнейших фирм контролируют 60% мирового рынка.

В ближайшем будущем при благоприятной экономической ситуации все также ожидается рост ставок на перевозки, но они будут расти более медленными темпами. Рынок морских перевозок станет более стабильным, ожидается введение новых мощностей, показатели объема грузооборота достигнут в скором времени докризисных показателей.

Понятие чартера

Чартером следует называть контракт по найму всего судна, его части или конкретных помещений для транспортировки груза или людей.

Чартер заключают на основании уставов и кодексов грузового и пассажирского флотов. Договор вступает в юридическую силу с момента подписания. В условиях контракта определяется не только перевозка, но также место и время загрузки, характеристики предоставленного судна. Судовладелец отвечает за несоблюдение пунктов соглашения – опоздание под погрузку, несоответствие параметров судна заявленным в договоре и другие. Форм чартера, или проформ, существует около 400.

Детали договора

Формы договоров у разных транспортных компаний могут несколько различаться. Причем каждый вид контракта имеет определенные параметры, обусловленные видом грузоперевозок. Главное, что объединяет все договоры это то, что пункты контракта не нарушают ГК РФ, а также стран, которые расположены на пути следования. Если будут обнаружены нарушения законодательства, то такие соглашения считаются незаконными.

Обязательные пункты, присутствующие в договоре:

  1. Наименование, юридический статус и реквизиты компании и грузовладельца.
  2. Порядковый номер контракта.
  3. Адрес места подписания контракта.
  4. Дата заключения договора.
  5. Личные данные физических лиц, участвующих в составлении договора.
  6. Ссылки на законы, являющиеся основой для составления соглашения.
  7. Цель заключения контракта.
  8. Условия, определяющие нормы перевозки грузов.
  9. Порядок и способ внесения платежей.
  10. Права и обязанности участников.
  11. Пределы ответственности сторон.
  12. Варианты разрешения споров, если таковые возникнут.
  13. Даты официального вступления договора в силу.
  14. Подписи участников.

Точно установленных норм перевозки морским транспортом не существует – слишком много нюансов не позволяют предусмотреть все варианты. Основные правила для заключения договора перевозки:

  • достижение договоренности всех сторон договора;
  • соответствие условий договора законодательным нормам.

Условия перевозки

В договоре должны содержаться такие пункты:

  • полное наименование транспортного судна, перевозящего груз;
  • описание и свойства груза;
  • время прибытия судна для загрузки;
  • место загрузки;
  • время доставки;
  • дату прихода в конечный порт;
  • маршрут следования;
  • добавочные условия.

Договор, завизированный обоими участниками, свидетельствует о достижении договоренности по всем пунктам соглашения. Вносить исправления в одностороннем порядке после того, как подписи были поставлены, запрещается. На это требуется согласие второй стороны.

Перевозчики при заключении контракта предлагают подписывать уже заполненный бланк. В этом случае необходимо внимательно изучать все параграфы контракта и при несогласии требовать внесения поправок.


С этим читают