Логистика

Понятие производственной логистики

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и называется производственной или внутрипроизводственной логистикой.


Целью производственной логистики является оптимизация материальных потоков внутри предприятий, которые создают материальные блага или предоставляют материальные услуги.

Актуальность использования логистики в материальной сфере обусловлена несколькими аспектами. Во-первых, в последнее время наблюдается тенденция сужения сферы массового и многосерийного производства. Расширяется применение универсального оборудования, гибких перенастраиваемых (производственных) систем. Производители получают все больше заказов на производство небольших партий и даже единичных изделий. При этом со стороны покупателей все чаще выдвигается требование удовлетворить потребность за минимально короткий срок с высокой степенью гарантии.

Традиционная и логистическая концепция организации производства

Логистика несколько изменила представление об организации производственно-технологического процесса на предприятии.

В табл. 1 представлен сравнительный анализ традиционной и логистической концепции организации производства.

Таблица 1

Сравнительный анализ традиционной и логистической концепции организации производства

Характеристики традиционной концепции организации производства Характеристики логистической концепции организации производства
Производственная интеграция рассматривается как второстепенный вопрос Поддержка высокой степени производственной интеграции
Стремление к максимальной производительности Стремление к повышенной гибкости и адаптации производства к конъюнктуре рынка
Оптимизация отдельных функций Оптимизация потоковых процессов
Поддержка любыми способами высокого коэффициента использования производственных мощностей Повышение пропускной способности производственных мощностей
Запасы в виде материальных ресурсов и готовой продукции для обеспечения производства и обслуживания потребителей Запасы в виде мощностей для достижения высокой гибкости и минимизации технологических циклов. Отказ от избыточных материальных и товарных запасов
Согласованность производственных и инфраструктурных операций осуществляется путем завышения времени на их выполнение Отказ от завышения времени на выполнение производственных и логистических операций
Преимущество специализированного оборудования Преимущество универсального оборудования
Производство ориентировано на максимизацию партий производимой продукции, на складирование Отказ от производства продукции, на которую нет заказов покупателей. Уменьшение партий, повышение качества производства
Допускается брак в пределах установленных норм Устранение брака
Пассивность в оптимизации внутрипроизводственных перемещений Устранение нерациональных внутрипроизводственных перемещений

Подходы к управлению материальными потоками в производственной логистике

В производственной логистике большая роль принадлежит процессам своевременного обеспечения производства всеми необходимыми материалами, заготовками, полуфабрикатами, комплектующими изделиями.

Зарубежными специалистами разработано и внедрено в практику несколько систем управления этими процессами. Управление материальными потоками в рамках внутрихозяйственных логистических систем базируется на двух принципиально разных подходах: толкающем и тянущем.

Первый подход называется «толкающей» системой. Это система организации производства, в которой предметы труда, которые поступают на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического участка не заказываются. Материальный поток «выталкивается» каждому последующему адресату строго по распоряжению (команде), которое поступает на передаваемый участок из центральной системы управления производством.

«Вытягивающая» логистическая система (Pull Scheduling)

«Вытягивающая» логистическая система — это такая организация движения материальных потоков, при которой материальные ресурсы подаются («вытягиваются») на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, а поэтому жесткий график движения материальных потоков отсутствует. Размещение заказов на пополнение запасов или изготовление материальных ресурсов (операционных заделов) или ГП происходит, когда их количество достигает определенного критического уровня. Эта система основана на «вытягивании» продукта последующей операцией с предыдущей операции в тот момент, когда последующая операция готова к данной работе. То есть когда в ходе одной операции заканчивается обработка единицы продукции, посылается сигнал­требование на предыдущую операцию. И предыдущая операция отправляет обрабатываемую единицу дальше только тогда, когда получает на это запрос (принцип Just­in­Time), — рис. 3.

Рис. 3. Структура «вытягивающей» системы производственной логистики

Известный американский специалист в области управления производством Дэвид Хэллетт приводит следующее определение: «“Вытягивающая” система — это используемая для управления производством система, в которой объем создаваемых операционных заделов (запасов) определенным образом ограничен.

Операционные заделы (далее — производственные запасы) могут включать сырье, незавершенное производство (НЗП), готовую продукцию, а также специально резервируемый фонд времени технологического оборудования.

Опираясь на это определение, можно сказать, что любая логистическая методика, которая ограничивает уровень операционных заделов, будет создавать “вытягивание”».

Принято выделять пять базовых типов «вытягивающих» логистических систем Pull Scheduling:

  • восполнение «супермаркета» (Supermarket Replenishment);
  • лимитированные очереди FIFO (Capped FIFO Lanes);
  • метод «барабан­буфер­веревка» (Drum Buffer Rope);
  • лимит незавершенного производства (WIP Cap);
  • метод вычисляемых приоритетов (Priority Sequenced Lanes).

Микрологистическая концепция «Бережливое производство»

В последние годы на многих западных фирмах при организации производства и в оперативном менеджменте получила распространение логистическая концепция «бережливое производство» (lean production, LP). Эта концепция, собственно говоря, является развитием концепции «точно в срок» и содержит такие элементы, как система KANBAN и «планирование потребностей/ресурсов».

Сущность внутрипроизводственной логистической концепции «бережливое производство» выражается в творческом объединении таких основных компонентов:

– высокого качества;


– небольшого размера производственных партий;

– низкого уровня запасов;

– высококвалифицированного персонала;

– гибких производственных технологий.

Управление цепочками поставок SCM

Отдельно стоит рассмотреть такую область как «Управление цепочками поставок» (УЦП) или «Supply Chain Management» (SCM).

Общая практика внедрения принципов УЦП на предприятии приводит к улучшению следующих показателей:

N

Показатель

От %

До %

1

Сокращение затрат на логистику

5

20

2

Рост продаж

5

20

3

Улучшение точности прогнозирования


10

20

4

Увеличение маржи

5

15

5

Рост оборота складского запаса

20

50

6

Сокращение уровня складского запаса

10

30

УЦП базируется на идеологии сквозной интегрированной логистической системы предприятия, включающей три основных составляющих: закупки, производство, сбыт.

Основой управления является взаимоувязанное планирование:

  1. Поставок сырья
  2. Ассортимента продукции
  3. Производства
  4. Пополнения складских запасов
  5. Спроса на продукцию и его прогнозирование
  6. Цен и продвижения продукции

На основе плановых показателей формируются оперативные задания для всей цепочки подразделений предприятия.

Особую роль играют методы отработки нештатных ситуаций, например, возврат партии сырья после проверки качества на входном контроле или обработка возврата продукции из торговых сетей.


Зачастую спрос на отдельные виды продукции, например мороженое, зависит не только от времени года, но и от текущей температуры воздуха. В этом случае оперативные плановые показатели корректируются по прогнозу погоды на ближайшие дни.

Пути решения

Решить все проблемы сразу, наверное, нереально. Но мы все же рекомендуем компаниям комплексный подход. Иначе просто не получится, ведь все бизнес-процессы связаны и взаимозависимы. Однако сосредоточиться лучше на самом узком месте, постепенно подтягивая все остальное. Для начала следует продумать, описать и регламентировать все процедуры, проверить, как они осуществляются на практике, и делать это необходимо в плотной связке с непосредственными исполнителями в подразделениях. Существует множество инструментов, которые помогут стандартизировать различные процедуры и видеть бизнес-процессы целиком, делая их прозрачными и удобными, в том числе – принцип «канбан», который начался с системы карточек компании Toyota. Ведь в некоторых компаниях перевозки настолько сложны, что один маршрут превращается в полноценный проект. Например, у нас был кейс по перевозке завода – логисты распределяли его по частям, везли их, считали, какие части на каких машинах перемещать, учитывали опасные составляющие, организовывали специальные группы людей, договаривались с властями, нанимали спецтранспорт, перегораживали дороги… Это также и автоматизированные системы, начиная с CRM-решений, которые позволяют вести заявки, взаимоотношения с клиентами и подрядчиками, и заканчивая мощными аналитическими модулями ERP, TMS, FMS, WMS. В этой сфере как раз работает компания «1С-Рарус». Это также и инструменты, которые помогают отслеживать транспорт и оптимизировать маршруты, например, ГЛОНАСС и системы спутникового мониторинга. Наконец, важный инструмент – это собственно совершенствование бизнес-процессов. Зафиксировав реальный алгоритм, вам следует подумать, как его улучшить. При внедрении автоматизированных систем не менее половины наших клиентов перерабатывают бизнес-процессы, оптимизировав их. Здесь в ход идут различные технологии и методики: кайдзен, FAST, бенчмаркинг, перепроектирование – кому что удобно и нравится.

Главные тренды международной логистики: 5PL или виртуальная логистика

Что нового появилось в современной логистике? Все больше сервисов, и в том числе логистических, оцифровываются. Компании больше внимания уделяют именно ИТ-технологиям. Ранее популярная модель 3PL (Third Party Logistics — предоставление комплекса логистических услуг: от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров) стала основой мирового рынка логистики за счет уменьшения сроков и стоимости доставки. Однако логистическая технология 5PL может принести еще большую экономию в глобальной цепи поставок.

5PL (Fifth Party Logistics) – это модель логистики как «единое окно», при котором грузовладелец может получить весь спектр логистических услуг на одном ресурсе за счет использования глобального информационно-технологического пространства.

Это может быть:

  • некий «виртуальный» логистический партнер, у которого аккумулируется вся информация о логистических возможностях участников рынка. При этом собственных материальных и финансовых ресурсов, используемых непосредственно в организации перевозок, у такого оператора может и не быть;
  • высокотехнологичная логистическая ИТ-инфраструктура отдельной компании, в которую заведены все сервисы данной компании как в части услуг для клиентов, так и в части инструментов взаимодействия с агентами. Но всегда в рамках глобальных сервисов это комплексный подход к управлению цепочкой поставок.

В последнее время все чаще появляется информация, что крупные логистические операторы запускают собственные проекты создания подобных логистических площадок или создают ассоциации для разработки подобных сервисов. Это дает дополнительный стимул для развития логистического сервиса.

Микрологистическая система KANBAN

Наиболее распространенной в мире среди микрологистических является концепция «just-in-time» – JIT («точно в срок»).

Одной из первых попыток практического внедрения этой концепции стала разработанная корпорацией Toyota Motor микрологистическая система KANBAN, что в переводе с японского означает «карта». Система KANBAN является первой реализацией «тянущих» микрологистических систем в производстве, на внедрение которой от начала разработки у фирмы Toyota ушло 10 лет. Период был таким длительным, потому что система KANBAN не могла работать без соответствующего логистического окружения концепции JIT. Ключевыми элементами этого окружения стали:

– рациональная организация и сбалансированность производства;

– тотальный контроль качества на всех стадиях производственного процесса и качества выходящих материальных ресурсов у поставщиков;

– партнерство только с надежными поставщиками и перевозчиками;

– повышенная профессиональная ответственность всего персонала.

Интеграция цифровых каналов

Международная доставка — это, как правило, длительный процесс. Например, движение контейнера из Гуанчжоу в Москву занимает от 20 дней. Компаниям приходится на разных этапах движения груза взаимодействовать с разными подрядчиками, поэтому задача сбора информации о местонахождении груза, а также предоставления грузовладельцу трекинга, становится очень трудоемкой. Помимо этого, сами грузовладельцы требуют предоставлять данные в различных форматах.

В современных информационных системах, например «1АБ:Карго» (программа является авторской разработкой специалистов «1С-Архитектора бизнеса»), предусмотрены инструменты интеграции, которые позволяют собирать данные о движении груза из различных источников: агентов, собственных и наемных транспортных средств, систем таможенного оформления и т.д.

К самым распространенным инструментам сбора данных трекинга можно отнести:

  • интеграция с помощью API. Это могут быть, например, ключевые агенты, с которыми происходит обмен большими объемами информации (заказы, документы, трекинг, POD);
  • модули интеграции с определенными сервисами. Например, для получения данных по дислокации вагонов и контейнеров по всей сети 1520 или интеграция с сервисами РЖД для организации электронного документооборота (ЭТРАН);
  • чат-бот для наемных и штатных водителей;
  • мобильное приложение для водителей.

Безусловно, главная задача — это не сбор, а обработка и формализация данных. Этим, как правило, занимается клиентский менеджер, но это может быть трудоемкий и затратный процесс, который, в свою очередь, влияет на стоимость услуг. Поэтому в этом случае очень востребованы универсальные инструменты цифровой логистики, которые позволяют обработать данные трекинга из различных источников и доставить их до грузовладельца. И при этом структуру этих данных можно настроить для каждого грузовладельца индивидуально.

Для клиентов также может быть предусмотрено несколько вариантов получения данных по трекингу:

  • личный кабинет;
  • API;
  • рассылка преднастроенных отчетов по расписанию;
  • SMS или e-mail уведомления.

Микрологистическая концепция «Оптимизированная производственная технология»

В США и в других странах в 80-е годы начали широко использовать систему организации производства ОПТ, в которой на качественно новой основе получили дальнейшее развитие идеи, заложенные в системах KANBAN и MRP. Система организации производства и поставок, которую назвали «Оптимизированной производственной технологией» (Optimized Production Technology, OPT), разработана израильскими и американскими специалистами и известна также как «израильский KANBAN».

ОПТ, как и система KANBAN, относится к классу тянущих систем организации поставок и производства. Отдельные западноевропейские специалисты небезосновательно считают, что ОПТ – это фактически компьютеризированный вариант системы KANBAN с той существенной разницей, что ОПТ предупреждает возникновение узких мест в цепочке «снабжение-производство-сбыт», а система KANBAN позволяет эффективно устранить уже существующие узкие места.


С этим читают