Морская транспортная накладная и коносамент

FIATA FBL (Negotiable FIATA Multimod al Transport Bill of Landing) – Экспедиторский коносамент перевозки груза в смешанном сообщении

Мультимодальный коносамент FIATA FBL является развитием практики выдачи экспедиторами внутренних коносаментов (house b/l) и сертификатов экспедитора (certificate of transport), первый из которых подтверждал группировку партии груза в контейнере, а второй – что контейнер находится в пути к месту назначения. Оба документа были неприемлемы для банков при осуществлении документарных аккредитивов, и в 1968 году ФИАТА предложила оборотный коносамент ФИАТА для смешанных перевозок.


Коносамент смешанной перевозки ФИАТА FBL сначала учитывал требования унифицированных правил к документу на смешанную перевозку Международной торговой палаты (публикация МТП №298), впоследствии – правил для транспортных документов на смешанную перевозку ЮНКТАД/МТП (публикация МТП №481). Проформа Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading предпочтителен в использовании перед коносаментами Ассоциации швейцарских экспедиторов.

Мультимодальный коносамент ФИАТА обладает свойствам ценной бумаги (товарораспорядительного документа), получил признание у банковского сообщества (ст. 30 УОП-500). На лицевой стороне документа проставлен логотип МТП. С точки зрения банковского сообщества коносамент ФИАТА FBL аналогичен конвенциональному морскому коносаменту. Противоположная точка зрения у банков относительно FCT, FWR, FCR – они не приемлемы при расчетах в форме аккредитива, если только иное специально не будет указано.

При использовании FIATA FBL местом получения экспедитором груза (place of receipt) является место происхождения груза (place of origin), для доставки в место назначения экспедитор пользуется услугами фактического перевозчика. Экспедитор перед владельцем коносамента FBL остается «договорным» перевозчиком на всем пути движения груза от места получения до места выдачи. Экспедитор несет ответственность перед клиентом, если фактический перевозчик повредит груз.

FBL является сквозным коносаментом, выдается оператором мультимодальной перевозки (экспедитором) и может использоваться и при доставке груза одним видом транспорта. Согласной основным условиям коносамента ФИАТА, экспедитор имеет право размещать груз на палубе или под палубой, выбирать и изменять маршрут движения, порядок перегрузки, укладки груза, не извещая обо всем этом клиента.

FIATA FCR (Forwarder’s Certificate of Recipient) – Экспедиторский сертификат получения груза

Документ FIATA FCR может использоваться при исполнении международных договоров купли-продажи товаров и договорах строительства промышленных объектов. В таких договорах указывается место и дата поставки товаров (оборудования и материалов), с которыми связывают переход риска гибели или повреждения груза, переход права собственности, оплату поставки и т.д. Срок и место поставки зависит от того, кто и как должен принять поставку: путем составления акта приема-передачи или путем предоставления одной стороной другой расписки экспедитора.


Экспедитор может принять товар, скомпоновать сборную отправку, а в подтверждении исполнения данного ему поручения предоставить сертификат FIATA FCR. Что такое FIATA FCR? FCR является одним из доказательств в правоотношениях между импортером и экспортером или заказчиком и подрядчиком. Сертификат не является ценной бумагой, может использоваться в сфере банковских операций, договоров перевозки и при совершении коммерческих сделок.

Экспедитор, выдавая FCR, подтверждает факт прием груза и факт его нахождения «в хорошем по внешнему виду состоянии» (in external apparent good order and condition). С получением сертификата продавец теряет контроль над грузом, передавая его экспедитору. Покупатель может оплатить товар в обмен на FCR, т.к. товар находится уже вне контроля продавца.

На лицевой стороне FCR указывается, что экспедитор получил контроль над грузом с безотзывной инструкцией доставить его иностранному покупателю, обозначенному в сертификате получателем (consignee). Продавец может отменить инструкции экспедитору только путем возвращения ему FCR. В России отношения сторон FCR регулируются общими положениями гражданского права.

2 Оговорки о демередже.

При перевозке грузов отдельными местами оговорка о демередже применяется для конкретных грузов, которые, как правило, грузятся (выгружаются) на причале фрахтователя, если может быть доказано, что задержка судна в рейсе произошла именно в связи с обработкой данного груза.

При контейнерных перевозках на лицевой стороне коносамента штемпелем указан срок, в течение которого отправитель может использовать порожние контейнеры перевозчика без дополнительной оплаты, а также ставки демереджа, если контейнер будет задержан отправителем сверх этого срока. Этот демередж может быть установлен по шкале, т. е. чем больше срок задержки, тем выше ставка демереджа.

В последние годы эти оговорки обычно приводятся не в коносаменте, а в гарантийном письме, которое отправитель направляет перевозчику часто при получении от него порожнего контейнера для затарки и последующей перевозки груза.

Коносаменты в России

Правовое регулирование перевозок по коносаментам в Российской Федерации осуществляется на основании положений Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), Кодекса торгового мореплавания (КТМ РФ), а также Международных Конвенций и договоров, являющихся частью национального законодательства России. Отдельного закона о коносаментах в России нет.

Согласно ст. 143 ГК РФ коносамент относится к ценным бумагам, на него распространяется действие ст. 7 ГК РФ. Пунктом 2 ст. 785 ГК РФ устанавливается целесообразность подтверждения договора международной перевозки морским транспортом с помощью коносамента.  


Ст. 144 КТМ РФ устанавливает перечень включаемых в коносамент данных (обязательные реквизиты). Но этот перечень не исчерпывающий: по соглашению сторон содержание может быть расширено за счет иных данных и оговорок. Ст. 145 КТМ РФ устанавливает, если в коносаменте не указаны сведения о внешнем состоянии груза, то состояние принимается хорошим.

Администрация сайта благодарит компанию «Канавара-Групп» за предоставление материалов для подготовки статьи – компания занимается регулярными морскими перевозками из стран Европы, Азии, Америки. Выражаем благодарность за спонсорскую поддержку компании «Форум-Брокер» — таможенному представителю (брокеру) и транспортно-экспедиционной компании в одном лице. Если Вам требуется доставка грузов морем через Новороссийск – рекомендуем нашего партнера компанию «Петра-Лоджистикс».

Типы коносаментов

На основе вышеописанных целей документа можно обозначить следующие основные типы коносамента.

«Именной» коносамент (Straight Bill of Landing)

Коносамент называется именным или прямым (Straight), если оригиналы документа выпускаются на конкретного получателя (Consignee). Такой тип является необоротным, и не подлежит передаче другому лицу (Non-negotiable & Non-transferable). Получение груза в месте назначения возможно только указанным получателем. Также нужно предъявить оригиналы распечатанного коносамента перевозчику или оформить «Телекс релиз» (Telex Release).

Этот тип соответствует только первым двум ролям («подтверждение договора на перевозку» и «доказательство передачи товара»). Третья цель не реализуется полностью, так как документ не является передаточным (оборотным).

Морская накладная (Sea Waybill)

Если коносамент оформляется на конкретного получателя без выпуска оригиналов, его называют морской накладной (Sea Waybill). Этот вид также является необоротным и не подлежит передаче другому лицу (Non-negotiable & Non-transferable).

Морская накладная обычно используется:

  • для перевозок между дочерними или аффилированными компаниями;
  • когда перевозка происходит между двумя независимыми участниками, но все условия согласованы и не подлежат пересмотру;
  • когда отправителю не требуется оригинал коносамента для гарантии получения платежа.

Получение груза происходит на основе «экспресс релиза» (Express Release), то есть автоматически. Данный тип коносамента также соответствует только первым двум ролям.

Оборотный или ордерный коносамент (Negotiable B/L or Order Bill)

Оборотный коносамент выпускается в оригинале, и в нем не обозначается конкретный получатель. Графа «Consignee» может иметь значения: «To Order», «To Order of Shipper», «To Order of Bank». 

Основное преимущество ордерного коносамента – возможность использовать его как гарантийное средство платежа между продавцом и покупателем.

Груз можно получить, только после предоставления оригинала коносамента перевозчику в порту назначения. На обороте коносамента должен стоять индоссамент (обычно это печати отправителя и получателя).

Ордерный коносамент выполняет все три цели, обозначенные в начале статьи.

Оговорки о количестве и состоянии груза, вносимые перевозчиком:

  • «Said to contain». Оговорка применяется при перевозке груза в контейнерах. Перевозчик указывает, что сведения о количестве, размерах и состоянии отдельных грузовых мест, перевозимых в контейнерах, приняты по заявлению отправителя, так как контейнеры приняты к перевозке за пломбами грузоотправителя, и перевозчик не имел возможности проверить их содержимое.
  • «Said to be».  Обычно эта оговорка применяется при перевозке пакетированных грузов, например пиломатериалов, и означает, что количество мест в пакете не проверялось и указано по заявлению отправителя.
  • «Груз погружен, уложен, просчитан и запломбирован отправителем». Применяется при перевозке контейнеров и других укрупненных мест, а также при перевозках в опломбированных грузовых помещениях.
  • «Количество, качество и состояние груза перевозчику не известно, данные о грузе приведены только справочно, по заявлению отправителя». Применяется для любых грузов, но только при условии, что перевозчик может доказать, что он не имел возможности проверить эти данные, предоставленные отправителем в процессе приемки груза на судно.

    Отправитель при сдаче груза может заявить перевозчику (письменно), что, согласно условиям аккредитива или страхового полиса, груз должен быть принят на судно без замечаний со стороны капитана (оговорка «чисто на борту»). . В этом случае в процессе погрузки представители грузоотправителя и перевозчика контролируют состояние груза и отбраковывают на причале дефектные места для последующего ремонта или замены. Если подобная процедура не была согласована, капитан может сделать на коносаменте оговорку о состоянии груза. Такие оговорки возможны при условии, что они выполнены обоснованно соответствующим образом.

    Например, не может быть оговорки о том, что часть груза была погружена во время дождя, так как капитан должен был запретить такую погрузку. Нельзя также указывать, что часть груза имеет дефектную тару, так как перевозчик должен был организовать счёт груза с указанием количества дефектных мест. В целом попытка грузоотправителя получить чистый коносамент, а все обнаруженные недостатки груза и тары включить только в штурманскую расписку является незаконной, так как представляет собой сговор перевозчика с грузоотправителем против интересов получателя. Они могут быть допущены только в особых случаях и обязательно согласованы с получателем.


С этим читают