Транспортная логистика





Задачи транспортной логистики

Исходя из цели и функций, можно определить основные задачи, которые решает этот раздел логистики:
  • Анализ пунктов доставки, свойств груза и построение предварительного маршрута;
  • Выбор подходящего вида транспорта;
  • Выбор перевозчика и логистических партнёров;
  • Построение маршрута со всеми ключевыми точками;
  • Контроль груза во время транспортировки;
  • Оптимизация показателей перевозки.

Анализ пунктов доставки и свойств груза

На первом этапе определяется предварительный маршрут, по которому будет происходить транспортировка. При этом учитывается география местности. Также сразу необходимо учитывать свойства груза, его вес, объём, условия хранения и перевозки. Уже на этом этапе становится понятно, придётся ли использовать несколько видов транспорта, специализированное оборудование или промежуточное хранение груза.

Выбор транспорта

Тип транспорта зависит от типа местности, маршрута, а также условий и частоты транспортировки. В логистике транспорт делится по среде перемещения:
  • Наземный транспорт: автомобили и железная дорога, а также трубопровод (несмотря на то, что это не транспорт в общем понимании, он является средством транспортировки груза);
  • Водный транспорт: морские и речные суда;
  • Воздушный транспорт.
Выбор нужного вида транспорт осуществляется исходя из условий перевозки (сроки, условия хранения) и свойств груза: Тарифы – это цена, которую перевозчик выставляет за транспортировку. В него входят непосредственно затраты на перевозку и надбавка, из которой составляется прибыль. Тарифы могут быть:
  • Сдельные;
  • Ставки на тонно/часы;
  • По времени использования транспорта;
  • По километражу;
  • За выезд.
На водном транспорте тарифы называются «фрахты» и делятся таким же образом.

Выбор перевозчика и логистической компании

Логистическая компания не всегда осуществляет перевозку своим транспортом. Часто они обращаются к подрядчикам: перевозчикам (осуществляют только перевозку груза) или экспедиторам (оказывают также дополнительные услуги: оформление документов, погрузка-разгрузка и т.п.) При выборе транспортной компании важно обратить внимание на:
  • Опыт работы. Кроме того, что долгая работа компании говорит о её надёжности и авторитете, она также означает, что все логистические процессы налажены и оптимизированы, что позволяет снизить риски при транспортировке.
  • Сотрудники. Профессиональные сотрудники знают, как поступать в непредвиденных ситуациях, и проконтролируют процесс транспортировки до самого конца.
  • Специализация. Лучше выбирать компанию, которая имеет опыт работы с вашим типом груза, т.к. в каждой отрасли существуют свои нюансы перевозки, о которых вы можете не знать.

Построение маршрута

На этом этапе прорабатывается несколько подробных вариантов маршрута, с указанием транспорта, точек временного хранения и, если требуется, погрузки на другой вид транспорта. При этом учитываются возможные риски, расходы и задержки. Разные варианты маршрута отличаются по стоимости, срокам и издержкам. Как правило, предпочтение отдаётся маршруту с минимальными издержками.

Контроль груза при транспортировке

Для избежания непредвиденных ситуаций во время транспортировки используются специальные технологии (TMS – системы управления транспортом). Они контролируют весь процесс перевозки, в том числе отслеживают местоположение груза и состояние транспортного средства.

Оптимизация транспортной логистики

Для наибольшей эффективности перевозок — уменьшения себестоимости, увеличения объёмов и скорости транспортировки — необходима постоянная оптимизация маршрутов и видов транспорта. Для этого нужно отслеживать все эти характеристики и стремиться их улучшать.

Транспортная логистика это

С понятием транспортной логистики люди сталкиваются, когда начинают заниматься грузоперевозками. Термин означает перевозку груза за определенное время по оптимальному маршруту в пункт назначения с минимальными расходами. В сфере ее влияния:
  • контроль на каждом этапе следования груза по маршруту;
  • мероприятия по организации доставки товара в заданную точку;
  • обеспечение владельца груза актуальной информацией о прохождении груза по маршруту.
Транспортные средства служат основой транспортной логистики. Они должны отвечать заявленным требованиям, чтобы перевозить требуемые партии грузов на нужное расстояние с небольшими временными интервалами.

Критерии выбора профессиональной компании

Для быстрой и максимально безопасной транспортировки груза в обязательном порядке нужно найти профессиональную компанию. Только опытные специалисты в состоянии обеспечить оперативную и качественную перевозку груза При выборе организации стоит принимать во внимание такие важные параметры, как:
  • Опыт работы транспортной организации. Имеет значение возраст компании и годы работы, так как это является свидетельством ее устойчивости и отлаженности основных рабочих механизмов;
  • Технология транспортных услуг. Компании, имеющие большой практический опыт работают по определенным годами отлаженным технологиям, что позволяет без проблем добиваться положительных результатов в процессе доставки грузов. Постоянное взаимодействие с подрядчиками на этапах движения груза позволяет решить самые разные вопросы;
  • Сотрудники компании. Каждый из сотрудников должен иметь серьезный практический опыт, что является гарантией профессионализма организации;
  • Специализация логистической фирмы. Есть компании, оказывающие только посреднические услуги, есть и более серьезные фирмы, которые оказывают полный спектр логистических услуг. Достойны внимания организации, которые занимаются доставкой сборных грузов.
Важно! В процессе выбора транспортной компании требуется отдать предпочтение организации, которая занимается перевозками длительное время и оказывает широкий спектр услуг. Долговременная работа компании на рынке транспортных услуг является гарантией того, что все поставленные задачи решаются своевременно и максимально профессионально Это поможет ей выдержать серьезную конкуренцию с многочисленными аналогичными компаниями. Предпочтение стоит отдать фирмам, которые осуществляют свою трудовую деятельность на рынке транспортных услуг более пяти лет. Сотрудники серьезной компании будут максимально оперативно реагировать на все возникающие сложности и конфликтные ситуации. Именно по этой причине практический опыт, функции транспортной логистики и высокий уровень квалификации штатных сотрудников не должны вызывать никаких сомнений Долговременная работа компании на рынке транспортных услуг является гарантией того, что все поставленные задачи решаются своевременно и максимально профессионально. Это поможет ей выдержать серьезную конкуренцию с многочисленными аналогичными компаниями. Предпочтение стоит отдать фирмам, которые осуществляют свою трудовую деятельность на рынке транспортных услуг более пяти лет. Сотрудники серьезной компании будут максимально оперативно реагировать на все возникающие сложности и конфликтные ситуации. Именно по этой причине практический опыт, функции транспортной логистики и высокий уровень квалификации штатных сотрудников не должны вызывать никаких сомнений.

Виды транспортной логистики

Современное управление перевозками и логистика могут быть двух основных видов – внешняя и внутренняя. Первая предназначена для снабжения организаций и предприятий готовой продукцией, вторая используется для организации внутрипроизводственных перевозок. Основной целью логистики является использование максимального потенциала грузоподъемности подвижного состава и гарантии регулярных поставок при отсутствии складов. Профессиональная логистика проводится несколькими этапами, достигающими следующие цели транспортной логистики:
  1. Подбор максимально подходящего автомобиля.
  2. Определение важных расходов.
  3. Подготовка документации.
  4. Погрузочные работы.
  5. Транспортировка.
  6. Разгрузка в конечном пункте.
При необходимости осуществления доставки продукции за пределы страны, в обязательном порядке учитываются таможенные вопросы. Осуществляется таможенная очистка, а оформление груза проводится по особым принципам. Отвечая на вопрос, что представляет собой транспортная логистика и что это такое, можно отметить, что это универсальный вид деятельности.

Использование логистических схем позволяет решить такие вопросы как:

  • выбор самого подходящего вида транспорта;
  • разработка оптимального маршрута, учитывая особенности региона (состояние дорог, климатические условия);
  • расчет продолжительности перевозок;
  • снижение затрат на перевозки;
  • максимизация скорости перевозок;
  • синхронизация транспортно-складских работ;
  • синхронизация перевозок с погрузочно-разгрузочными операциями;
  • синхронизация поэтапных перевозок при использовании нескольких видов транспорта;
  • выбор вида страхования грузов;
  • осуществление контроля над ходом перевозок и предоставление информации владельцам грузов.
Именно логистические схемы позволяют добиться упрощения процесса транспортировки груза, операций складировании, погрузки и разгрузки, а главное — дает возможность применить единую систему планирования перевозок, которая позволяет предусмотреть все аспекты грузоперевозки еще на начальном этапе организации. В результате клиент получает достаточно «прозрачные» документы, отражающие все операции выполнения доставки. Очень важным преимуществом использования транспортной логистики является то, что управление концентрируется в одном месте, а это повышает эффективность транспортных перевозок и снижает их себестоимость. Применение транспортной логистики самые лучшие результаты дает в тех компаниях, которые широко используют консолидацию грузов. То есть, небольшие партии грузов поступают на хранение. Потом из них формируется консолидированная партия с целью экономии расходов. Основа успеха транспортной компании – комплексный подход в решениях задач по транспортировке. Именно на комплексном подходе и базируется логистика. Она предлагает рациональный и комплексный подход к решениям задач транспортной компании, осуществляя оптимизацию услуг и повышая эффективность деятельности.

Перспективы и карьерный рост

Чтобы стать успешным в данной отрасли, необходимо начинать свою трудовую деятельность, при учете того, что вы молодой специалист после вуза, с маленьких компаний. Для начала вам предложат небольшие деньги, но зато вы сможете ознакомиться с документальной работой и понять все логистические процессы. Всё зависит от ваших стремлений. Буквально за год вы сможете разобраться и понять все задачи общей логистики, которая позволит вам выбрать узкую отрасль. Только после этого вы сможете начинать собственную карьеру. Поскольку спрос на данную профессию очень высок, а у вас будет уже какой-то опыт, вы сможете претендовать на рабочее место в крупных компаниях. Конечно, работа в крупной компании требует еще большей ответственности, но и зарплата будет в несколько раз выше. В России зарплата логиста может варьироваться от 10 000 до 40 000 рублей в месяц. Все зависит от опыта и профессиональных навыков. A cо знанием иностранного языка вы будете самым востребованным специалистом у иностранных работодателей, которые смогут заплатить вам в несколько раз больше, чем отечественные предприятия.

Что такое вэд в логистике?

ВЭД (внешнеэкономическая деятельность) – вид деятельности компании, связанный с заключением договоров о сотрудничестве с иностранными коллегами в разрезе импорта/экспорта товаров и услуг. В случае с экспортом товаров и услуг работа логиста усложняется, требуя высокого профессионализма и готовности решать оперативные проблемы не только на территории России, но и за рубежом. К списку обязательных навыков и умений специалиста добавляется свободное владение несколькими иностранными языками, знание законов, правил и порядков ведения бизнеса страны, в которой ведет свою деятельность компания-партнер.

2019: ТрансТелеКом, Госкорпорация по ОрВД, Почта России и НЛМК вступают в ассоциацию «Цифровой транспорт и логистика»

Подписание меморандума о вступлении новых участников в ассоциацию «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) состоялось в июне 2019 года на полях Петербургского международного экономического форума-2019. ЦТЛ учреждена в 2018 году компаниями «РЖД», «Аэрофлот — российские авиалинии», «РТ-Инвест Транспортные Системы», Госкомпанией Автодор, «Глосав», ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» и НПП «Цифровые радиотехнические системы». Ппланы о вступлении подтвердили АО «Компания ТрансТелеКом», Группа НЛМК, ФГУП «Почта России» и ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». Ассоциация является центром компетенций по одноименному ведомственному проекту Минтранса России.
Заместитель министра транспорта России Алексей Семенов подчеркнул, что ведомство совместно с бизнесом создает Цифровую платформу транспортного комплекса (ЦПТК). «По факту это государственный сегмент единого защищенного доверенного пространства на транспорте, обеспечивающий доступ к государственным сервисам по принципу «единого окна». Взаимодействие лидеров отрасли и крупнейших российских компаний, активно участвующих в цифровой трансформации логистики, обеспечит межотраслевой информационный обмен, а также создание открытых сервисных экосистем. Чем больше данных в ЦПТК, тем большее количество сервисов и услуг станет доступным», — пояснил замминистра.
Директор ЦТЛ, генеральный директор компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» Антон Замков добавил, что именно ЦПТК обеспечит лидерство России в транспортной интеграции Европы и Азии за счет интеграции действующей цифровой инфраструктуры государственных систем и созданных платформенных решений лидеров логистической отрасли.
По словам генерального директора АО «Компания ТрансТелеКом» Романа Кравцова, вступление в ассоциацию позволит применить накопленные компетенции и технологии. «Наша компания сегодня активно развивает цифровую инфраструктуру и участвует в реализации мероприятий цифровой трансформации материнской компании – ОАО «РЖД». При этом наша стратегия предполагает деятельность и за пределами железных дорог, в интересах всей отрасли. Так, мы уже прорабатываем совместные проекты с участниками ассоциации. В этом году запустили пилотирование цифровых сервисов для перевозки груза от морского порта до логистического хаба. Пилотные испытания подтвердили целесообразность создания бесшовной инфокоммуникационной среды и эффективность платформенных решений на разных видах транспорта», — рассказал Роман Кравцов.
Генеральный директор ФГУП «Почта России» Николай Подгузов отметил, что сотрудничество предприятия с ассоциацией позволит достичь лидерства России в сфере трансграничной логистики, в частности, в секторе электронной коммерции направления Китай-Россия-Европа. «Наша общая задача – это создание конкурентного преимущества. Мы можем стать ведущим транзитным пространством, объединяющим центры мировой экономики. Одним из основных способов нашего взаимодействия с ассоциацией — создание цифровых продуктов в сфере логистики с использованием накопленной экспертизы «Почты России» в сфере ИТ и опытом ведущих транспортных компаний России», — добавил Подгузов.
Как отметил заместитель генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Никита Данилов, вступление национального провайдера аэронавигационного обслуживания в Ассоциацию в первую очередь преследует цель содействовать реализации транзитного потенциала России. «В контексте деятельности нашей организации речь идет об обслуживании потоков воздушного движения из Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии. Это, безусловно, имеет стратегическое значение, учитывая, что Российская Федерация выступает в качестве соединительного моста, тем самым реализуя свой транзитный потенциал», − резюмировал Данилов.
Ранее ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» подписала соглашения о сотрудничестве с портом Гамбург и российским Национальным союзом экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ).

Документальное оформление в транспортной логистике

Одним из направлений оптимизации процессов и применения современных технологических решений является переход на электронные документы. Логистические процессы априори имеют территориальную распределенность. Точное документальное подтверждение всех хозяйственных операций на всем протяжении логистической цепи – залог дисциплинированности и контролируемости процесса. Часто в этом процессе связаны несколько организаций, документальное подтверждение требуется для исполнения договорных обязательств Таким образом, документационное обеспечение процесса очень важно, повышение эффективности даже на некоторых операциях и этапах может дать конкурентные преимущества и выигрыш не только во времени, но и в денежном выражении Кратко процесс заказа работ по транспортировке выглядит следующим образом: выбор транспортной компании –> оформление доверительного/гарантийного письма (подтверждение и соглашение о цене услуги) –> получение счета на оплату –> поступления денежных средств (предоплата) –> доставка товара –> оплата услуг транспортной компании при получении товара (постоплата) –> получение комплекта документов. Рассмотрим детально бизнес-процессы с акцентом на их документирование и выявление проблемных мест.

Транспортировка

Ввиду большого количества необходимых документов на грузоперевозки целесообразно разбить их на 4 блока:
  1. Документы на груз (со стороны заказчика/грузоотправителя).
  2. Документы на автомобиль и водителя для осуществления грузоперевозки (со стороны транспортной компании).
  3. Документы для оформления грузоперевозки (договор и заявка).
  4. Договор на страхование груза (на грузоперевозку с учетом погрузки и выгрузки).
Для перевозки товара по территории Российской Федерации необходимы следующие сопроводительные документы:
  • Товарно-транспортная накладная – главный документ перевозки, выписывается грузоотправителем. В транспортном разделе указывается маршрут, данные автомашины и водителя. В товарном разделе – перечень, количество, вес и стоимость перевозимого груза, а также перечень дополнительных документов на груз. ТТН должны быть заверены оригинальными печатями и выписывается в 4 экземплярах (один остается на загрузке у грузоотправителя, второй для грузополучателя, третий для перевозчика, четвертый является основанием для расчета оплаты за перевозку и прилагается транспортной компанией к счету на оплату заказчику).
  • Путевой лист. Необходимый документ со стороны перевозчика. Выписывается автопредприятием.
  • Договор между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком (экспедитором). Или копия договора, заверенная одной из сторон. Договор является основанием для транспортировки груза данным перевозчиком. Может быть заменен Доверенностью на перевозку груза, выписанную на водителя грузоотправителем/грузополучателем, также с оригинальными печатями.
Также дополнительными документами могут быть:
  • Товарная накладная, прилагается, в случае, если в товарном разделе ТТН не указан полный перечень перевозимого груза
  • Сертификат соответствия и качества, паспорт (прилагаются в зависимости от характера груза)
  • Счета-фактуры и договор между поставщиком и покупателем (не являются обязательными, но часто делаются в дорогу, для избегания недоразумений с сотрудниками ГИБДД).

Хранение, размещение, отпуск

Состав документов, сопровождающих и регламентирующих порядок приемки, размещения на хранение и отпуск продукции:

Посредничество в логистической цепи

Документальное оформление происходит и в процессе получения посреднических услуг, таких как
  • подбор автотранспорта
  • расчет маршрута
  • подбор и заключение договора с перевозчиком
Для этого используются документы: счет-фактура (СФ), акт, ТТН, ТОРГ 12 (только между ТК и грузоотправителем).

С этим читают