Названа дата начала строительства трассы «меридиан» в саратовской области. инвестор ожидает, что по ней поедут автотуристы из китая

О трассе «Меридиан»

Первая частная трасса из России в Китай «Меридиан» должна пройти по территории восьми регионов, самый протяженный ее участок будет находиться в Саратовской области. Ожидается, что дорога станет частью маршрута «Меридиан» протяженностью 8445км, который соединит Западную Европу и Китай через Казахстан, Россию и Беларусь. Длина российского отрезка превысит 2000км. Его строительство предварительно оценивается в 594млрд. рублей.


Трасса будет соответствовать характеристикам высшей технической категории с четырехполосным движением, ее планируют завершить к концу 2024-го года. Дорога будет полностью платной.

Магистраль «Меридиан» включена в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024-го года при условии отсутствия финансирования из федерального бюджета. В июле сообщалось, что Правительство одобрило проект ее строительства.

«Когда кто-то пытается ревизировать действия Путина, это вообще не корректно»

На эту тему во вторник высказывался и президент РТ Рустам Минниханов. «Сегодня обсуждают: или делать новую магистраль Москва — Нижний — Казань, или расширять. Даже министр экономического развития РФ Максим Орешкин проехал на автомобиле. Я не знаю, какое будет решение, — говорил он на встрече с главными редакторами ведущих СМИ. — Вся беда в чем? Мы рассуждаем сегодняшним днем. Это наша самая большая ошибка. Сегодня надо вот столько-то — а через 10 лет? Дорогу минимум пять лет надо строить. А что будет через 10 лет? Поэтому дорогу надо прокладывать. Я думаю, что автомобильную дорогу надо делать пораньше. Вот у нас один мост через Волгу. Ну что это такое? Поэтому мост через Волгу — новая М-7 нужна».

«Нужны обе дороги, я согласен. Мы же никогда против „Меридиана“ не выступали. Я за. Правительство правильно делает. Нельзя запрещать (строительство платной дороги Москва — Казань — прим. авт.), когда пытаются запретить и сделать другое за счет кого-то… Всем возможность надо предоставить, чтобы параллельно велась работа: кто хочет работать, пусть работает», — поддерживает решение президента страны генеральный директор АО «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров. Все действия должны происходить одновременно — и строительство проекта «Меридиан», и ремонт дороги М-7, и новой дороги Москва — Казань, уверен строитель.

«Постановление правительства принято, в бюджете заложено, в программе существует, Путин это контролирует. И когда кто-то пытается ревизировать действия президента, это вообще не корректно», — считает глава «СМП-Нефтегаз».

Что касается высказываний Орешкина и представителей минфина РФ по поводу отмены строительства платной магистрали, Комаров считает, что они высказываются в интересах своего сектора, но это не значит, что к их словам в конечном случае прислушается председатель правительства РФ и президент страны. «Но нужно уже начинать строить, полностью согласен!» — заключает Комаров.

Напомним, что на прошлой неделе замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин сообщил «БИЗНЕС Online», что Татарстан не намерен отказываться от проекта платной дороги. «Что бы ни говорили, в плане закупок у госкомпании „Автодор“ заключен госконтракт, объект проторгован — это разработка проекта планировки участка, включая 7-й и 8-й этапы на территории Татарстана. Работа должна быть сдана в декабре. Раз контракт заключают и в плане деятельности госкомпании он есть, никто пока ничего не останавливает», — заявил Чукин.


Необходимость трассы он объясняет сильной загруженностью М-7, также он согласен с правительством РФ в той части, что нужно реконструировать эту федеральную трассу. 

Участок дороги М-7 — мост через Волгу в районе Займища, по которому движение идет всего по двум полосам в каждую сторону, — также необходимо расширять.

Гонки по «Меридиану»

18.06.19

Частные инвесторы обещают сократить стоимость скоростной трассы от казахстанской до белорусской границы

О планах строительства частной автотрассы от Казахстана до Беларуси бывший зампред «Газпрома», а ныне совладелец «Русской холдинговой компании» Александр Рязанов и его партнер Роман Нестеренко объявили еще в 2013 году. Тогда же они зарегистрировали компанию «Меридиан», которая и должна была заняться реализацией проекта. По плану, трасса должна стать частью пояса «Шелкового пути», о создании которого шесть лет назад объявил китайский лидер Си Цзиньпин. С тех пор название проекта периодически всплывало в СМИ, но слухов в сообщениях было больше, чем фактов. Однако «частники» не сидели, сложа руки. Как стало известно, к настоящему времени на проект «Меридиан» уже потрачено порядка 2,5 млрд рублей, в основном, средства пошли на выкуп земли и геологические исследования. А на днях Александр Рязанов сообщил, что стоимость проекта может быть сокращена на 122 млрд рублей. В итоге «Меридиан» будет «весить» 472 млрд рублей.

Напомним, что по первоначальному плану четырехполосная бетонная дорога должна была состоять из трех основных участков. «Первый — это 430 км от границы с Казахстаном в Оренбургской области в пункте Сагарчин до Самарской области, — пояснил Александр Рязанов. — Второй этап проходит по Самарской, Саратовской, Тамбовской областям до дороги М-4 « Дон», протяженность участка — примерно 1100 км. Третий этап — участок от М-4 до границы с Беларусью». Общая протяженность магистрали должна была составить 1982 км. Теперь авторы проекта рассматривают возможность отказаться от строительства первого участка дороги в Оренбургской области. За счет этого сократится длина трассы и, соответственно, стоимость и время строительства. Сейчас основным переходом на границе с Казахстаном для грузового транспорта считается пункт Сагарчин в Оренбургской области, но через погранпункт Маштаково на границе Самарской и Саратовской областей уже проходит сопоставимый поток машин, сообщил Александр Рязанов. Организация проезда через Маштаково позволяет не строить первые 430 км.

На строительство уйдет 4-5 лет, срок окупаемости (дорога будет платной) — 10 лет после ввода в эксплуатацию. Такие сроки окупаемости можно выдержать в случае получения кредитов по ставке «инфляция плюс 3%», то есть примерно 7,5-7,6%. «Для нас важный вопрос сейчас: где найти такие относительно дешевые деньги», — подчеркивает Рязанов. По его словам, варианты финансирования «Меридиана» обсуждались на недавнем совещании у первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова с участием вице-премьера Максима Акимова, представителей Минтранса и потенциальных инвесторов проекта — ВЭБ.РФ и УК «Лидер».

Кроме того, совладелец «Русской холдинговой компании» обратился с просьбой к федеральным властям не перехватывать у его детища трафик и отложить автодоровский проект, пока «Меридиан» не окупится. Напомним, что частный дорожный проект является альтернативой и конкурентом анонсированного в 2015 году проекта ГК «Автодор» под названием «Великий Шелковый путь». В свое время корреспондент «СГ» спрашивал представителей Минтранса РФ и подчиненных ему Росавтодора и ГК «Автодор» об их отношении к проекту «Меридиан». Реакция была разной. У ГК «Автодор» — слегка раздраженной, мол, «попахивает авантюрой». В Росавтодоре на «частников» смотрели немного свысока и отделывались фразами, что готовы оказать посильную помощь — советом — в реализации проекта. В министерстве заявляли, что знакомы с проектом и что ему можно оказать методическую и экспертную помощь.

Первоначально проект «Автодора» считался более дешевым. Он оценивался в 540 млрд рублей, правда, при этом 60% из них должны были составить бюджетные средства. Теперь же, после корректировки стоимости, проект «Меридиан» получает дополнительное преимущество и может рассчитывать на благосклонное отношение Минфина. Вероятно, поэтому «Меридиан» распоряжением правительства РФ уже включен в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

Справочно:

По прогнозам, казахстанско-российскую границу по «Меридиану» будут пересекать около 600 транзитных фур в сутки. Приграничный трафик (из Казахстана в Россию и обратно) может составлять примерно 700 грузовиков, внутрироссийский — 3500. По предвари тельным подсчетам, стоимость проезда по трассе составит порядка 15 рублей за км для фур и 2 рубля для легковых машин.

В поисках инвестора

«Если бы мы договорились о финансировании, мы бы уже начали строить. Это как раз для нас самый главный вопрос — договориться о финансировании и о неких потенциальных гарантиях от имени государства», — отметил Александр Рязанов. Проект ориентируется на привлечение пенсионных фондов РФ, которые могли бы предоставить средства со стоимостью «инфляция плюс что-то небольшое». «Это, наверное, самые долгие и дешевые деньги. Но чтобы пенсионные фонды участвовали, надо, чтобы ЦБ (Центробанк – прим.) разрешил им это делать», — отметил председатель совета директоров «Русской холдинговой компании».

По его словам, проектом «Меридиан» также интересуются иностранные инвесторы и частные банки, консультационную поддержку оказывает ВЭБ.РФ. Но на привлечение средств госкорпорации развития проект пока не рассчитывает.

«У ВЭБ.РФ нет дешевых денег, он должен фондироваться откуда-то. Только, наверное, из государства. А это прямые вложения в уставный капитал банка либо это деньги ФНБ. Если это деньги ФНБ, то недавно была информация, что Правительство сказало, что доходность по ФНБ должна быть не ниже, чем ОФЗ, — а это 6,5%», — пояснил Александр Рязанов. При этом в финансовой модели проекта заложена ставка привлечения средств на уровне «инфляция +3%», что сейчас составляет около 7%. «Если ВЭБ.РФ возьмет под 6,5%, вряд ли он под 7% даст», — отметил глава «Русской холдинговой компании».


Он уточнил. что привлечь средства в проект «Меридиан» можно с помощью синдиката разных инвесторов. «Тут как раз должен быть некий симбиоз между деньгами пенсионных фондов, которые могут быть дешевле «инфляция +2%», например; какие-то деньги зарубежные, какая-то часть от коммерческих банков», — отметил Александр Рязанов.

По его словам, Министерство финансовРФ поддерживает эту идею и сам проект, рассчитывая, что он станет примером в реализации механизмов СЗПК.

«Во всем мире дороги строят, чтобы ездить, а в России еще и для воровства»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов высказать свое мнение.

Сергей Асланян — автоэксперт:

— Наша экономика обе эти стройки, конечно же, без проблем осилит. Потому что тут же будет осуществлено концессионное соглашение и на наши с вами деньги, по секретному проценту и на секретный срок, который будет коммерческой тайной, специальные люди типа Ротенберга из любого банка возьмут любое количество денег, как это и происходит у нас при любых строительствах. После чего нам расскажут, что это был частный инвестор, который на свои деньги построил нам дорогу. Поэтому она теперь безальтернативно платная, поскольку должны этому инвестору. Все-таки Салтыков-Щедрин был абсолютно прав, когда говорил, что во всем мире дороги строят, чтобы ездить, а в России — еще и для воровства. При этом сама по себе идея давняя, потому что Китай не хочет иметь никаких транзитных потоков через нашу страну и железнодорожный Великий шелковый путь нас уже обошел. Он в основном проложен по Казахстану, потому что скорость перемещения одного условного вагона по Транссибу составляет порядка 100 километров в сутки, а у китайцев почему-то 1100 километров в сутки. Поэтому с нами связываться бесполезно. А что касается автодороги, то она все-таки строится не столько под транзит, сколько именно под воровство, но это оценочное суждение.

Китай ни в коем случае не позволит себе никаких транзитов через нашу страну, где количество грабителей на дорогах (в прямом и переносном смысле) только увеличивается. Несколько лет тому назад возникла дорога Москва — Владивосток, причем на участке Чита — Хабаровск ее не было никогда, но потом ее построили. И тогда еще Медведев призывал развивать транзит и использовать преимущества нашего геополитического положения — все-таки мы ближайший сосед для Китая. Так вот тогда выяснилось, что нам и возить-то по этой дороге нечего. Потому что Дальний Восток живет сам по себе, оторванный от страны и даже не хочет к ней как-то возвращаться. Тем более и иностранцы не рискуют — потому что могут банально остаться без штанов: проезд по нашей стране неуправляемо платный по тарифам.

Но в любом случае дорога — во благо. Потому что политическая конъюнктура меняется, власть тоже иногда меняется, а у дороги есть шанс остаться.

Владислав Абрамов — председатель правления объединения перевозчиков города Казани:


— Этот вопрос неоднозначный. Строительство таких важных автомагистралей — это драйвер развития экономики страны, драйвер развития регионов, по которым она проходит. И тут вроде бы все хорошо. Но мы знаем наши российские реалии, что это все делается только для распила денег. Заработают на этом все, кроме государства: строители, подрядчики, любимые нашей Родиной частно-государственные партнерства. Кроме того, есть такое мнение, что это делается в интересах Китая. Чтобы их экспансия дошла прямо до Урала. Дорога выйдет на Оренбург, после чего китайцы оттяпают у нас всю Сибирь.

А вообще идея насчет дороги очень хорошая. Я читал, что строительство дороги через Казань будет вести «Автодор», а то, что южнее, — «Меридиан». И у «Меридиана» стоимость строительства дороги в три раза дешевле, чем в Казани. Но я так думаю, что опять склонятся к тому, что какие-то Ротенберги будут строить. Так что заработают на этой дороге все, кроме государства и регионов.

Наталья Голобурдова, Александр Гавриленко

Реализация проекта

Россия

Государственный проект

Внешние изображения

К 2013 году ГК «Автодор» и Минтранс определили ряд вариантов маршрута прохождения российской части коридора:

  • начинался от границы с Казахстаном на КПП Сагарчин; до Казани трасса идет по строящейся магистрали Казань — Оренбург (дублеру существующей Р239) через республику Татарстан, Башкортостан и Оренбургскую область;
  • далее по вновь возводимой автотрассе Москва — Нижний Новгород — Казань до Москвы;
  • далее маршрут разделялся на две ветки — через Санкт-Петербург по трассам М10 и новой М11 и через Белоруссию по трассе М1.

В перспективе до 2030 года планируется строительство трассы Санкт-Петербург — Вологда — Казань, которая возьмёт трафик направления на себя в обход Москвы. Ближайшее время функции этих дорог будет выполнять М7.

Отличительная особенность в том что новые дороги должны были также улучшить связность российских агломераций. Оценки стоимости реконструкции дорожной сети в рамках этого проекта приближались к 1 трлн руб с участием государственного и китайского финансирования.

В этом варианте трассы протяженность маршрута от Санкт-Петербурга до Ляньюньган составляет 8445 км; из них 2233 км проходит по территории Российской Федерации, 2787 км — Республики Казахстан, 3425 км — Китайской Народной Республики.

На 2019 год был запланирован ремонт 140 км дорог в рамках реализации проекта.

Частное партнёрство «Меридиан»

См. также: Меридиан (автодорога)

В 2018 году стало известно об альтернативном плане автодороги, связывающей казахскую и белорусскую госграницы по кратчайшему пути в обход крупных населенных пунктов. Этот частный проект получил название «Меридиан», трасса-ответвление пройдёт на 350—400 км южнее основного хода и будет иметь протяженность 2023 км.

Маршрут проложен по территории восьми областей: Оренбургской, Самарской, Саратовской, Тамбовской, Липецкой, Орловской, Брянской и Смоленской — от границы Казахстана до Белоруссии. Инвесторами нового строительства выступают российские ООО «Меридиан» и ЗАО «Русская холдинговая компания». Предварительная стоимость проекта оценивается экспертами в 594 млрд рублей. Часть средств инвесторы планируют привлечь выпустив облигации.

Точная стоимость будет известна после получения прав на все земли под будущей магистралью. Вариант этой трассы начинается не от пограничного пункта Сагарчин, а от пограничного пункта Маштаково — для уменьшения длины российской части трассы. На 2019 год заявлено о готовности к началу строительства.

Казахстан

В Казахстане строительство близится к завершению. Дорога от границы РФ, близ села Мартук в Актюбинской области до города Шымкент (в бывшей Южно-Казахстанской области) построена полностью (через Актобе и Кызылорду). Трасса между Таразом и Алма-Атой почти готова. Работы ведутся между Шымкентом и Таразом, а также от Алма-Аты до границы с Китаем. Полное завершение работ на территории Казахстана ожидается в 2019 году.

Качество дорожного покрытия: от границы РФ до Кызылорды дорога 2 категории, от Кызылорды до границы с Китаем — дорога 1 категории. Длина 2787 км.

Новости

Архив

23 августа 2020, 21:16

В Саратовском районе подросток упал с высоты 6 метров 23 августа 2020, 17:59

Рабочий погиб, рухнув с недостроенного дома из-за оборвавшегося троса 23 августа 2020, 17:44

Футбольная «Дельта» проиграла и стала четвертой в чемпионате России 23 августа 2020, 17:39

В Энгельсском районе разыскивают 81-летнего пенсионера в сине-зеленой фуфайке 23 августа 2020, 17:27

Гандбольный «СГАУ-Саратов» обыграл молодежный состав чемпионов России 23 августа 2020, 17:00

«Нам сказали, что все в отпуске, приходите позже»: женщина считает, что саратовские онкологи отказываются назначать ее тете лечение, рекомендованное столичными специалистами 23 августа 2020, 15:36

Скончалась олимпийская чемпионка из Саратова 23 августа 2020, 14:52

Саратовские гребцы завоевали третью медаль на Кубке России 23 августа 2020, 14:40

Водителя, который в пьяном виде насмерть сбил 4-летнюю девочку, заключили под стражу 23 августа 2020, 14:25

В Саратове эвакуировали посетителей торгового центра 23 августа 2020, 12:21

Саратовская область продолжает держаться в топе регионов по числу вновь выявленных случаев заболевания 23 августа 2020, 12:03

Депутат Госдумы попал в ДТП в Саратовской области 23 августа 2020, 11:47

На перекрестке в центре Саратова столкнулись две легковушки: автобусам приходится выезжать на «встречку» 23 августа 2020, 11:24

В Саратовской области коронавирусом заболели пять детей 23 августа 2020, 11:08

Отечественная легковушка влетела в автобус на трассе 23 августа 2020, 10:58

Горожанка, получившая за три месяца работы в школе 8 тысяч рублей, подала на банкротство 23 августа 2020, 10:51

В ВОЗ рассказали, людям какого возраста не нужно носить защитные маски 23 августа 2020, 10:30

В России создали «антиковидную» пропускную систему 23 августа 2020, 10:28

Саратовские гребцы завоевали два Кубка России 23 августа 2020, 10:22

Представители кинотеатров попросили открыть их 27 августа, чтобы зрители могли посмотреть российскую премьеру 23 августа 2020, 09:48

Футболисты «Дельты» проиграли второй матч подряд в «Финале шести» 23 августа 2020, 09:43

Мотоцилист врезался в «КамАЗ» и вылетел из седла, а неуправляемый байк протаранил легковушку: запись с камер видеонаблюдения 23 августа 2020, 08:07

Сериалы-XXI. Защита из-за решетки 23 августа 2020, 07:29

Нужен нам берег турецкий! 22 августа 2020, 18:45

Четырехлетний ребенок утонул в Иргизе: произошедшим заинтересовались следователи 22 августа 2020, 17:57

В аварии с участием трех машин пострадали восемь человек 22 августа 2020, 17:41

За игрой саратовских гандболистов наблюдал главный тренер сборной России 22 августа 2020, 16:09

Названы три правила для россиян, которые хотят начать инвестировать 22 августа 2020, 15:36

Два человека скончались в ДТП в Новых Бурасах 22 августа 2020, 14:25

Начальницу почтового отделения заподозрили в том, что целый год она воровала деньги из кассы. Женщина разбогатела на 300 тысяч рублей

Китайский путь

Китайские инвесторы, по данным Александра Рязанова, также интересуются проектом, но занимают выжидательную позицию.

«Буквально на той неделе мы были с ВЭБ.РФ в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Видим большой интерес от крупных государственных китайских строительных компаний, они готовы в этом деле участвовать», — рассказал Александр Рязанов.

Он надеется, что «Меридиан» сможет попасть в список проектов китайской инициативы «Один пояс – один путь», что позволит привлечь финансирование в Китае по более низким ставкам. «Мы бы также хотели, чтобы китайские коллеги сами посчитали трафик и сказали: вот этот трафик мы видим и даже можем его гарантировать, потому что их груз пойдет, — добавил Александр Рязанов. — Не могу сказать, что они отказываются, но пока не могу сказать, что они согласились».


С этим читают